Форум программы «Сцена»
Спектакль "Театра.doc" "Час восемнадцать"
список тем форума  |  создать новую тему 
Тема: Спектакль "Театра.doc" "Час восемнадцать"
Автор: Елена К.
Дата: 01-10-2010 16:15
На ежедневно слушаемой мною радиостанции с прошлой осени стали говорить о смерти адвоката Сергея Магнитского в Бутырской тюрьме. Взяв эту тяжелую тему, актеры выпустили в Театре.doc спектакль-акцию. Это событие нельзя назвать спектаклем, потому что это не просто новая, но еще и необычная форма, которую не каждый зритель сможет понять и принять.
Старый двор в историческом центре Москвы, переулок, исписанный и раздолбанный подвал, темное помещение, которое невозможно назвать залом, несколько стульев в четыре ряда и прямо перед зрителями артисты произносят свои реплики. Непривычно и не всегда уютно. Потому что актер подходит почти вплотную, касаясь коленей, обращается именно к тебе. Ты наблюдаешь за каждым мимолетным оттенком в выражении глаз, чувствуешь дыхание и ощущаешь посыл каждого исполнителя. И никуда от этого не спрятаться: ни за темнотой зрительного зала и удаленностью сцены, как в обычных театрах, ни за головами впереди сидящих.
Публика, заранее записавшаяся по телефону, расселась, кто куда смог (билетов нет, спектакль создан исключительно на собственные средства театра, поэтому бесплатный для нас). Актеры стали выходить, рассаживаться вдоль стены, принимая позы, соответствующие герою каждого: одна вызывающе закинула ногу на ногу, другая села боком к залу, скорбно уставившись в пол, третья изящненько и застенчиво притулилась на уголочке стульчика. Перед началом зрители взяли при входе «Инструкцию к спектаклю», по которой и «работали» актеры, на время монологов-высказываний, входя в образ своего героя. А герои-то кто? Те, кто методично убивал Сергея Магнитского. Только мать была матерью, потому что она хочет знать почему и зачем все это сделали с ее сыном. Спектакль о том, люди ли те, кто отклонял просьбу Магнитского выдать ему кипяток (тот был серьезно болен — панкреатит), потому что необходима горячая пища, кто не определил его в больницу, обнаружив у него такое тяжелое заболевание, а вызвал группу усиления из 8 сотрудников, а те, в свою очередь, разогнули его, согнувшегося от боли, надели наручники и оставили умирать в боксе. Эти существа нагло подходят к зрителям и не оправдываются, а пытаются «довести до нашего сведения», что они родились людьми, давали клятву Гиппократа (которую никто не заучивает в институте, а выпаливает, не вдумываясь в смысл произносимых слов), играли в детстве в «Секретики», переживают о том, что купили не тот мобильный. Артисты не знают своих персонажей, что и подтвердили на обсуждении после спектакля. Они на минуты входят в оболочку судьи, следователя, врача, фельдшера, девушки из «Скорой помощи», которая ни разу не обернулась, а только делала громче радио в машине, когда в ней перевозили заключенного. Никто из участников этого «жизненного спектакля», т.е. методичного раздавливания человека, уничтожения личности, издевательств, не считает себя хоть в чем-то повинным. Персонажи артистов, оказываются, продолжают работать на своих местах, даже некоторые пошли на повышение. Следователь еще и обвиняет Магнитского, что, если бы не его смерть, то президент не заявил бы о начале реформы. Слушаешь реплики участников, следишь за их мимикой и видишь, что ни один не сокрушается и не виноватит себя. Никто из них не попытался хоть на какую-то долю секунды стать человеком, а не только винтиком в ужасающей системе, набирающей свои обороты жестокости, унижения и издевательства над личностью. Так и видишь огромную гусеницу танка, которая накатывает, вдавливая и размазывая каждого.
Знаете, я всегда придерживалась академичности в театре. Много смотрю спектаклей в различных театрах, с напряжением воспринимая и с трудом принимая, в основном отвергая, новшества в постановках. Но этот спектакль, не смотря на свою короткость, менее часа, приняла и впустила в себя посылы исполнителей и авторов идеи. Усилило восприятие происходящего обсуждение, которое состоялось после окончания действия. Во-первых, спектакль завершился сценой такой высоты и значения, что даже в первые мгновения и не было ясно — это конец или очередная встряска. Умный и интересный режиссерский ход. На обсуждении некоторые зрители предлагали не делать перерыва после спектакля, а сразу же говорить, делиться впечатлениями и замечаниями. Удивительно, а ведь есть среди нас неравнодушные к чужой боли, страданиям. Люди понимают, что живем не так, что нас обманывают, лукавят, издеваются и нагло смеются нам в глаза. Ведь убили человека, сначала измывались, унижали, плевали, а потом смотрели, как он умер. Всплывает в памяти прочитанное о репрессиях в советское время, ужасаешься тому, что ничего не изменилось, хотя прошли десятилетия. Те же самые расследуют, прокурорят, не дают воды больному, судят. И они же мнят себя людьми!
Актеры сказали, что на их спектакли открыто не приходили участники этого события, хотя названы фамилии, Тверской суд г.Москвы, «соперничащий» с Басманным. Может, и были «засланные казачки» - они не знают. Спектакль посетила 2 раза мать Сергея Магнитского, были правозащитники, в т.ч. Людмила Алексеева.
Оказалось, что ребята не только хорошие актеры, но и умные, свободно мыслящие граждане, имеющие свою точку зрения, умеющие донести ее слушающим и смотрящим, объяснить и выслушать оппонента. Я благодарю всех авторов и участников за такое событие не только в политической, но и в театральной жизни.
Пойду еще раз на этот спектакль-акцию, потому что чувствую потребность души. Спасибо.
ответить
список тем форума  |  создать новую тему 
16 - 27 июня в 15:00 ПРЕМЬЕРА «НРЗБ». Читает СЕРГЕЙ ГАНДЛЕВСКИЙ
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
«Гараж. Арт-механика» каждую пятницу в 17.35
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.