Форум программы «Сцена»
"Васса Железнова" в МХТ им.Чехова
список тем форума  |  создать новую тему 
Тема: "Васса Железнова" в МХТ им.Чехова
Автор: Елена К.
Дата: 02-04-2010 18:13
Посмотрела премьерный спектакль в МХТ им.Чехова «Васса Железнова» в постановке Льва Эренбурга.
Не понимаю я, когда используют какие-то мотивы первоисточника. Что это значит? Какие такие мотивы можно взять и на эти мотивы что-то такое сконструячить? Все равно лучше классика не напишешь. Также почти невозможно сделать спектакль или фильм лучше предыдущих режиссеров. Возможно, «новаторы» думают, что классик что-то не то насочинял, а вот я допишу, дорисую, доделаю. Куда классику до меня!
Сначала я увидела афиши по Москве. Ну как не пойти в МХТ им.Чехова: пьеса советского классика да еще Марина Голуб в главной роли! Мне нравится, что Табаков О.П. в руководимом им театре позволяет ставить разным режиссерам различные пьесы. Да к тому же в труппу театра приглашены яркие и по-разному заявившие о себе актеры.
«Васса Железнова» - интереснейшая и мощная пьеса, в которой сочно описаны быт, жизнь и сущность целого сословия. И всему этому служит фоном поднимающееся все выше и выше красное знамя революции. Один диалог хозяйки дома и матери своего больного семейства с мужским именем с революциоЭркой, вырвавшейся за черту оседлости своей нации и живущей без паспорта, но с идеями мировой революции в своей красивой головке, чего стоит. Чем интересны пьесы — так это диалогами. И не важно, междометиями или целыми абзацами говорят люди, важен смысл и понятливость слушающим и смотрящим.
Марина Голуб — хорошая актриса. Она вся такая «Васса», «Вася» - мощная, крупная, сильная и в то же время женщина. Еще будучи девочкой, ее героиня без памяти влюбилась в красавца-капитана, выскочила замуж, нарожала больных детей от жестокого, бьющего и унижающего ее мужа, которого продолжала любить. В жизни всякое бывает: издеваются, изменяют человеку, а он продолжает любить и ловить ласковый взгляд и ждать теплого слова любимого изверга. Вот в этом вся Васса. В ее руках большое и крепкое хозяйство: «Что же это: всё хорошо да хорошо? Надобно еще лучше, а то скучно жить будет всё только в хорошем»- в этой фразе вся суть и отношение Вассы к своему делу. Марина Голуб все это выразила в своей игре. Ее походка хозяйки, прическа не по возрасту (делающая старше), цвет платья — все соответствует образу. Она говорит, словно вбивает слова в людей. Она пытается из последних сил спасти своих детей от позора, прекрасно понимая, что семья полностью разложилась и доживает свою судьбу, стремительно катясь к трагичному и неминуемому концу. Единственная, чьи актерская игра и воплощение образа, вызывают интерес и притягивает внимание — это Марина Голуб.
Тимцуник Л. (Железнов Сергей Петрович) тоже вызывает интерес, хотя его диалог в кадушке с водой с ненавистной супругой, какой-то не эмоциональный. Ведь в этом начало трагедии, поэтому разговор супругов должен быть не мокрый (в буквальном и переносном смысле), а это должен быть разговор мужчины, полностью утратившего человеческий облик, превратившегося в прогнившего насквозь мерзкого развратника, чувствующего и понимающего омерзение и презрение близких ему людей. Даже его выход с семейному столу в морской форме, какой-то невзрачный и ненужный. Наверное, имелось ввиду, что главы семейства нет за столом, а он все равно незримо присутствует, да, к тому же, прощается с родными перед самоубийством.
Еще бы я хотела отметить игру Колесниченко Я. в роли Анны Оношенковой. По пьесе Анна - нелепая и блёклая копия своей хозяйки, а здесь эта женщина преданно любит Вассу и искренно убивается о ее смерти, к тому же, как собачонка, следит за своим похабным возлюбленным Пятеркиным и отчаянно ревнует его к другим обезумевшим персонажам женского пола. Колесниченко Я. сыграла интересно и запоминающе.
Что касается других персонажей, то как-то бОльшего я ожидала от Лавровой-Глинки К. в роли Рашели. А здесь дамочка вываливается из контрабасного футляра. Я уж подумала, вот эта находка - интересный вспрыск в спектакль. Ошиблась. Забавно, да и только. После этого ничего не последовало. Рашель сделали какой-то шлюшкой. Вроде бы за сыном приехала, далеко, за границей умирает чахоточный муж Федор (старший сын Вассы), а она все думает о пламенной судьбе революции и в голове не угасает фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Нет в созданном актрисой образе одержимости. В Рашели многое намешано: изысканная красота, пламенный взор, думы только о победе мирового пролетариата, обреченность мужа и страстная любовь к маленькому сыну, которого ей не только не отдадут, но даже и не позволят увидеть. А в данной трактовке режиссера и актрисы — нелепость, наигранный смех, переходящий в истерию, распущенность, пошлость и неразборчивость в половых связях. Не то и не так.
Пятеркин (Ворожцов П.) все время ползает на коленях, стирая их в кровь, пристает ко всем «юбкам» (может, кто и согласится, особенно дочки хозяйки). Как-то недоделано и убого.
Про оставшихся персонажей даже и сказать-то нечего. Прохор Храпов, брат Вассы (Чекмазов Э.), спивающаяся Наталья (Шарикова Ю.)и полуребенок с больной душой Людмила (Теплова К.), дочери Вассы, вообще ничем не запомнились, только всплывают в памяти какие-то визги и пьяные сцены.
Разгул в доме Железновых в момент отсутствия хозяйки, почему-то перенесли в баню, устроив чуть ли не поголовное спаривание. На авансцену время от времени выходили пары, как в концерте, и исполняли свой номер безудержного сумашествия и распутства. Сцена пошловатого общения Прохора и горничной Лизы какая-то грязная и глупая. Даже смерть Вассы не затронула.
Я видела различных «Васс Железновых»: Пашенная В. (телеспектакль Малого театра), Доронина Т.В. (МХАТ им.Горького) и Чурикова И. (фильм Панфилова Г. «Васса»). Так вот, в МХТ им.Чехова нелепо, убого и мало интересно. Были клакеры, которые во всю мощь своих легких, радовались увиденному, но были и те, кто даже не хлопал на поклонах, и сокрушенно вздыхал во время действия (я одна из таких вздыхающих). Такое впечатление, что постановки Серебренникова К. не дают многим приезжим режиссерам, преподающим актерское мастерство в институте иностранных языков, покоя. Кирилл Семенович ставит по-разному и неоднозначно, но всегда интересно и сочно. Поэтому, господа режиссеры, ищите свои ниши, манеру самовыражения, ракурсы прочтения пьес, тогда и возникнет диалог со зрителями.
ответить
список тем форума  |  создать новую тему 
«Гараж. Арт-механика» каждую пятницу в 17.35
«Экранная копия» Программа о кино и вокруг кино Каждую среду в 18:35
«Метафизика звука» Каждое первое воскресенье месяца в 20.05
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.