Форум программы «Сцена»
"Дядя Ваня" в театре им.Моссовета
список тем форума  |  создать новую тему 
Тема: "Дядя Ваня" в театре им.Моссовета
Автор: Елена К.
Дата: 10-02-2010 11:28
Я очень ждала дня, когда увижу спектакль в театре им.Моссовета «Дядя Ваня». Так много говорили об этом, писали. Ну вот и пришел счастливый момент! Субботний, зимний вечер, площадь Маяковского, люди бегут в зал Чайковского, двери театра Сатиры затягивают последних зрителей, а я, с улыбкой на лице и радостью в сердце, вхожу в сад Аквариум, где находится театр им.Моссовета!
На сцене стол, накрытый белой скатертью, самовар, чайный сервиз, стаканы в подстаканниках, сухарница с баранками. Вокруг стола венские стулья, кресла в чехлах, качели, буфет, в котором водочка и традиционный пирог. По сцене двигаются реквизиторы, что-то доделывая, переставляя. На авансцену выходит дама в черном, по-хозяйски оглядывает сцену, поворачивается к режиссерской ложе, скрещивает руки перед собой пальцами верх, и начинается действие.
На качелях раскачивается «тень прошлого», дама в воздушном белом платье, этого действующего лица в пьесе нет, но о ней часто вспоминают герои — это Вера Петровна, мать Сони. Дама смотрит на экран, который расположен в глубине сцены, а на экране появляются фотографии чеховского времени: усадебные снимки, семейные портреты, дамы в длинных платьях, мужчины в сюртуках. Звучит какая-то неуловимая музыка Э.Артемьева. И мы окунаемся в действие, уходим в прошлое, становимся современниками Чехова.
Появляется Астров (А.Домогаров!!!) и няня Марина (Л.Кузнецова). Он умывается у медного рукомойника, она подает ему полотенце, ведут неспешный диалог о жизни, любви, водочке и быстро бегущем времени. Няню играет Л.Кузнецова. В этой роли актриса так проявила характер своей героини, что с трудом узнаешь в ней молодую женщину: она завязана платком, надвинутым на глаза, длинная юбка в неизменный цветочек-горошек, блузка поверху, походка шустрая, но уже уставшая, прямо вечная няня, которая всех выходила с младенчества и продолжает заботиться о каждом, как о собственном ребенке: найдет нужное слово, поворчит, вымоет полы, раздует самовар. Актриса в этой роли запоминается, обращает на себя внимание даже тогда, когда проходит в глубине сцены, что-то нашептывая или гремя ведром с водой, так шлепает тряпкой об пол, что так и хочется поджать ноги, чтобы не мешать ей мыть пол, а то ведь можно получить штепок.
В данной постановке для меня главным героем стал Астров М.Л., доктор, охранитель лесов. С такой горечью и обреченностью он произносит свой монолог о гибнущих лесах в родной губернии. Как он страдает от того, что в Великий пост у него на операционном столе умер человек под хлороформом. Астров устало умывается, смывая с себя тяготы и заботы дня, сетует, что ему приходится находиться в имении Войницких из-за приезда отставного профессора Серебрякова, а надо работать, дело делать. Актер играет так натурально и искренно, что веришь каждому его слову, понимаешь, почему в него влюблена Соня, не только потому, что он часто бывает в их доме, но и потому, что он неординарная личность, увлеченный человек, честно и добросовестно делающий свое дело и болеющий за судьбу лесов. Домогаров-Астров с обидой на себя, такого слабого, произносит слова о том, как он не хочет в холодную ночь ехать к больному, вылезать из-под теплого одеяла, а ведь надо, ведь тот может умереть без его помощи. Он так силен, надежен, что обреченная на тоску и непонимание Елена Андреевна, жена профессора, увлекается им, но бежит от такого сильно нахлынувшего чувства. Я не могу быть объективной к актеру Домогарову. Для меня Александр Домогаров — самый интересный и талантливый актер. Чтобы он не делал на сцене или на экране, в любом интервью — он всегда в меру искренен, интересен, затягивает в свою орбиту, заставляя прислушиваться к каждому сказанному им слову. В роли Астрова он настолько силен, убедителен, харизматичен, что начинаешь следить за каждым его движением, ловить каждое слово, понимать его боль, тоску, пристрастие к водке. Домогаров так мощно сыграл свою роль, талантливо, достойно, сыграл судьбу русского человека.
Актер П.Деревянко играет дядю Ваню. Я не сразу, но всё-таки поняла и приняла рисунок и трактовку роли. Поняла то, что именно на таких, как иногда неправильно выражаются, «маленьких» людях держится и не рушится мир. Актер, может быть, как-то по-клоунски ломается, искривляется, но понимаешь боль его героя, разочарование в своем кумире Серебрякове, нелепое ухаживание за женой профессора. Он любит иначе: он не берет нахрапом понравившуюся ему женщину, подобно Астрову, а выкладывает всю свою израненную душу в любовном объяснении, дарит цветы. Он абсолютно не жалок. Его уважаешь, без него не представляешь этой рутинной деревенской жизни, а ведь вся его жизнь отдана на служение отставному профессору Серебрякову. П.Деревянко — молодой актер, но уже заявивший о себе. Думаю и надеюсь, что эта роль станет для него не вершиной, а продолжением пути. Он так умело ухватил ниточку, протянутую Чеховым и домысленную Кончаловским, тонко и верно выразил судьбу своего героя, что ему веришь, понимаешь и принимаешь.
Ю.Высоцкая в роли Сони — это открытие для меня этой неординарной актрисы. Она так сильна и убедительна в образе некрасавицы Сони, она «вколачивает» слова с таким упорством, с такой «жизнью» в голосе, жаром в глазах, что в последнем монологе накатывает слеза не только у героини, но и у зрителей. Она так самоотверженно и верно любит Астрова, так трогательна в своих признаниях мачехе, так обреченно и с тоской просит его приезжать, бывать почаще, что сочувствуешь и понимаешь чувства героини Высоцкой. Соня-Высоцкая так смотрит на своего возлюбленного Астрова-Домогарова, и ты понимаешь, что полнота чувств сделала слова ненужными. Она требует от дяди работы, прекращения безделия, ведь только в работе проявляется человек, становятся понятны его поступки, уходит тоска и мутные мысли. Высоцкая сыграла сильно, убедительно, доходя в своей игре до неимоверных высот в понимании мира, людей, доброты и любви.
Кто такой Серебряков? Отставной профессор, пишущий об искусстве, ничего в нем не понимая. Его вечное нытье, детские капризы, требования к себе внимания окружающих. Только Астров видит его насквозь и снисходительно-раздражителен к его персоне. А вот дядя Ваня взрывается, понимая, что профессор разочаровал его как личность, поэтому случается бунт «маленького» человека против мыльного пузыря. Но самое главное: профессор — это мужчина, вызывающий любовь чуть ли не у каждого встречного: будь то жёны, одна из которых младше чуть ли не в два раза, тёща, даже шурин. Поэтому актер должен обладать необыкновенным мужским магнетизмом, не взирая на возраст. В этом спектакле роль Серебрякова исполняет Филиппенко. Сплошные штампы, полиприсед. Всё это уже он делал в других ролях. Не убедил, не влюбил, не увлек меня. Слушаешь его речи и вспоминаешь рассказы Зощенко в его исполнении или роль Радзинского в другом театре.
Ну вот и добрались до Елены Андреевны. Ее играет Вдовина Н., актриса театра «Сатирикон». Абсолютно нелепая игра, ломания, нелепые кокетства, всхлипы, что даже как-то становится стыдно за такую игру. А ведь героиня Вдовиной — это молодая женщина, окончившая консерваторию, влюбившаяся до беспамятства в своего профессора. Нет ничего этого в игре актрисы. Хоть шляпу надень, хоть подвязки всем продемонстрируй, а нет красоты и изящества уже уставшей от такой пустой и пресной жизни молодой женщины. Жаль, для этой роли нужна не просто хорошенькая мордашка, соответствующая эпохе, но и женская манкость.
Вот уедет эта супружеская чета в Харьков ли, в Курск ли, и потечет деревенская жизнь по-старому: раз в месяц будет приезжать Астров, занимать отведенный ему стол со своими лесными картами губернии, рядышком дядя Ваня и Соня будут подсчитывать доходы имения, щелкая счетами, для отправки денег тому же Серебрякову, а в углу будет по-прежнему трещать сверчок.
Андрею Сергеевичу Кончаловскому необходимо продолжать ставить спектакли. Этот спектакль — событие в театральной жизни. Я пойду смотреть еще раз, постараюсь доувидеть и допонять то, чего недоувидела, недопоняла и недослышала при первом просмотре.
Когда смотришь спектакль, сами собой рождаются мысли в душе: не тратьте время на слова, посмотрите на птиц, почувствуйте вольный трепет их крыльев и поймёте, что жизнь впереди.
ответить
список тем форума  |  создать новую тему 
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
«Метафизика звука» Каждое первое воскресенье месяца в 20.05
«Гараж. Арт-механика» каждую пятницу в 17.35
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.