Дмитрий Ухов

фото  

«CD-Гурман» Дмитрия Ухова
Мини-программа о музыке в записи, новой и старой - всей, кроме популярной музыки и классики.

Ассоциация

фото  

«Exotica»
Ассоциация Exotica, возглавляемая известным теле- и музыкальным продюсером Андреем Борисовым, по сути является первым отечественным мультимедийным проектом, охватившим все возможные сферы современной музыкальной культуры.

Кадр из клипа на песню Битлз Здесь восходит Солнце› (Here Comes the Sun). Изображение с сайта youtube.com

фото  

«Let it be»
Ведущий и гости программы «Let It Be» - «Пусть сбудется» - стараются препарировать всем хорошо известные факты и даты, связанные с The Beatles так, чтобы они звучали по новому; подавать до боли знакомые мелодии так, чтобы можно было обратить внимание на некоторые нюансы и чтобы музыка зазвучала под другим углом.

Книги (mikolka.info)

фото  

«Азбука чтения»
Говорят, что сейчас книжный голод, что книг нет, что книг мало - это неправда. Есть лень, есть нежелание интересоваться современной литературой. Появляются интересные, знаковые книги - их мы и будем вылавливать из книжного потока, они и станут темой наших разговоров.

Историческая литература. Иллюстрация с сайта www.forU.ru

фото  

«Академия детских наук»
Вопросы образования актуальны для каждого... «Радио России. Культура» ищет ответы на такие вопросы. Результаты поиска – в программе «Академия детских наук».

17.01.14 12:37
"Домашняя музыка". Архив 2013

размер: 34861 байт28 декабря:
Наша предновогодняя "Домашняя музыка" будет несколько необычной: двое выдающихся российских музыкантов - профессор Московской консерватории, народный артист России Алексей Любимов и пианист и композитор Антон Батагов приходили к нам в студию вместе.Причем для того, чтобы поговорить отнюдь не о собственном творчестве, а о еще об одном, выдающемся музыканте - пианисте, композиторе и дирижере Александре Рабиновиче-Бараковском. С первой половины 1970-х годов живущий заграницей (в настоящее время -в Швейцарии) Александр «Алик» Рабинович, или просто Алик в марте 2002 года выступал в качестве дирижера в Большом зале Московской консерватории. Между фортепьянными концертами Моцарта и Брамса в программе значилась его «Красивая музыка №3». Но почти сразу, как она началась, часть публики стала шумно «захлопывать» не кого-нибудь, а выдающуюся пианистку, можно сказать, суперзвезду классического исполнительства. Незадолго до финала Рабинович-Бараковский прервал исполнение и вернулся на сцену только после долгих уговоров, предупредив, однако, что больше не выйдет на нее никогда. И вот 14 января в цикле Алексея Любимова «Композиторы и пианисты рассказывают свои истории» Рабинович-Бараковский появится снова (правда, в Рахманиновском зале), причем как солист, чтобы сыграть музыку Шумана, Брамса и - что принципиально- снова - свою собственную. И еще один повод поговорить о предстоящем концерте: на компакт-диске Антона Батагова Yesterday (фирма «Длинные руки») после сочинения А. Рабиновича «Экспрессивная музыка в честь Карла Орффа» следует заключительная «Новогодняя музыка», можно сказать, его единомышленника - выпускника /Московской консерватории Георга Пелециса. Так что до новых «домашних» встреч в наступающем году! (фото - Auvidis-Valois).

размер: 16391 байт21 декабря:
Перед Рождественскими праздниками (по григорианскому календарю) уместно будет вспомнить обновленную версию одного из первых в восточноевропейском джазе духовных сочинений крупной формы - «Джазовую Мессу» Яромира Гнилички (р.1932) - композитора, аранжировщика, вокалиста и в свое время трубача знаменитого джаз-оркестра п/у Густава Брома. Гниличка, кроме всего прочего, прославился и исполнением экспериментальных сочинений для специальной микротоновой трубы и даже… своей популярной и у нас песней-посвящением первому космонавту Юрию Гагарину. И, разумеется, «Джазовой мессой», отрывки из которой были впервые исполнены в 1965 году на легендарном II фестивале джаза в Праге (где впервые появились джазмены из Советского Союза – квартет Николая Громина-Георгия Гараняна). Полностью, однако, Месса Гнилички была записана только в 1990-м году, однако в год своего 80-летия ее автор был удостоен нескольких премий, в т.ч. г. Брно - с особым упоминанием его Мессы, которая в нескольких вариантах исполняется и другими, в т.ч. и симфоджазовыми коллективами (фото - ImageOne.cz).

размер: 41803 байт14 декабря:
Spiritual Jazz
Такое название дал серии своих переизданий основатель независимой аудифильской компании лондонский филофонист Джеральд Шорт в 1998 году. Как и слово «джазмен» в ее названии, так и понятие spiritual, Шорт понимает отнюдь не буквально: собственно джаза на его виниловых переизданиях и сборниках – меньше половины, а слово «духовный» в названии четырех сборников джаза 1960-70-х (в том числе в американском значении - «духовный гимн») он трактует чересчур широко. Достаточно сказать, что иногда он определяет тот джаз, что собран на этих сборниках как spiritual/modal. То есть, намеренно ставится знак равенства между понятиями разного логического порядка. Однако все четыре диска представляют большой интерес, хотя бы уже потому, что на них собраны записи музыкантов либо давно забытых, либо (до момента издания) практически не известных ни в Старом Свете, ни на родине джаза. Знатоков джаза, не знакомых с этой серией, определенно ожидают открытия. Но какие конкретно – пусть это будет сюрпризом.

размер: 17811 байт7 декабря:
Повтор от 30 марта 2013.
В этом году исполняется 60 лет московскому композитору Владимиру Николаеву, лауреату I Международного конкурса им. Витольда Лютославского (1991) и престижного Фонда им. Лили Буланже (США, 1992). Спектакль с одноактным балетом Николаева «Геревень» (хореограф Раду Поклитару), сочиненным по заказу Теодора Курентзиса pendant в легендарной постановке «Свадебки» Игоря Стравинского в хореографии Иржи Килиана, выдвинутой на «Золотую маску», был показан в «Новой опере» 19 марта (совместная продукция театра «Киев модерн-балет» и Пермского театра оперы и балета).
Музыку Владимира Николаева, музыканта весьма авторитетного среди коллег-профессионалов, могла бы оценить и более широкая аудитория: тем более, что как музыкант Николаев всегда со знанием дела пользуется самыми современными выразительными средствами электроакустики и рок-музыки (одно из последних его сочинений посвящено памяти Джими Хендрикса, его «Колыбельную для Джеффа и Энди» для септета с электрогитарой исполняли выдающийся джазовый гитарист Билл Фризелл, ансамбль композитора-гитариста Пола Дрешера (наши слушатели с этим сочинением знакомы). Еще одна линия творчества Николаева – театрализованные виртуально-фольклорные произведения для Ансамбля Дмитрия Покровского в соединении с партией электроники (на пленке или на компьютере) - линия очень перспективная в новой музыке. Поэтому мы послушаем одно их этих сочинений Николаева – «Улари Удила» (1997) в ряду значительных произведений электронной музыки с «этнической» составляющей: «Коло» (его также исполнял ансамбль Дмитрия Покровского) одного из пионеров «фольклорного авангарда» Винко Глобокара, «Дима добрался домой», сочиненного незадолго до смерти Покровского американским композитором, педагогом и изобретателем Джоном Эпплтоном и – для контраста – Figuras Flamencas аргентинца Марио Веранди (фото – из личного архива композитора).

размер: 42181 байт30 ноября:
В другой нашей программе для Си-Ди гурманов мы уже говорили с саксофонистом, композитором и продюсером Алексеем Кругловым об августовском фестивале российских артистов фирмы Leo Records. На этом фестивале дебютировал новый коллектив с участием Круглова, иркутского дуэта отца и дочери Евгения и Анастасии Маслобоевых и гитариста Тима Дорофеева из Архангельска. Под названием the Russian Free-Folk Quartet ансамбль уже совершил большое турне по России и выступил на представительном фестивале в г. Нови Сад (Сербия). На один день в ноябре Фри-Фолк квартет задержался в столице и в полном составе побывал в студии "Радио России "Культура". Как это у нас принято, мы говорили не только о первой концертной (еще даже не до конца сведенной) записи нового ансамбля, но и о той музыке, которая входит в «круг слушания» наших гостей. И – чуть ли не впервые в "Домашней музыке" – не столько о музыке, сколько о ее месте в нашей культуре вообще. А также вспоминали не только полевые записи русского календарного фольклора,
но и Лизу Джерард из Dead Can Dance, Джими Хендрикса, Карлхайнца Штокхаузена (цикл «Из семи дней»), Второй Сибирский концерт (1985 год) саксофониста Владимира Чекасина и Симфонию №7/ораторию «Семь врат Иерусалима» юбиляра этого ноября Кшиштофа Пендерецкого (фото: Павел Паладьев)

размер: 20449 байт23 ноября:
Мы уже анонсировали настоящий выпуск "Домашней музыки": как и предыдущий, он посвящен 80-летию польского композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого, между прочим, знатока восточнославянской культуры (грандиозная «Заутреня» для солистов, хора и оркестра на церковнославянские тексты православной службы, «Слава Святому Даниилу, князю Московскому» для смешанного хора и оркестра в честь 850-летия Москвы, "Херувимская песнь" для хора а капелла к 60-летию Мстислава Ростроповича). Вообще 2013 год – год юбилеев в польской музыке: в январе исполнилось бы 100 лет классику Витольду Лютославскому, в декабре – восемьдесят, как и Пендерецкому, Хенрику М. Гурецкому (он умер на 77 году жизни 17 ноября 2010 г, и его памяти мы тогда же посвятили специальный выпуск "Домашней музыки").
Как и было обещано в прошлой программе, в этой "Домашней музыке" сюрприз: сочинения Пендерецкого для оркестра (с 1961 по 2012-й гг.) в радикальных интерпретациях 23-летнего джазового вундеркинда Пётра Ожеховского, более известного как… Pianohooligan («Фортепьянный хулиган»). Между прочим, его диски, одобренные самим композитором. Среди них и «Сонористические вариации» на тему не прозвучавшей в прошлой нашей программе «Арии» из саундтрэка к фильму Войчеха Хаса «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964). Присоединяемся к многочисленным поздравлениям маэстро Пендерецкому – 80 лет ему исполняется как раз 23 ноября! (на фото – Пендерецкий и Ожеховский © Decca)

16 ноября:
На будущей неделе польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому исполняется 80 лет. Он известен у нас и как автор сочинения «Слава Святому Даниилу, князю Московскому» для смешанного хора и оркестра, вдохновленного 850-летием Москвы, и как дирижер, в частности, глубокий исполнитель музыки Шостаковича. Все знают также, что до 1970-х годов музыка живого польского классика у нас фактически отвергалась, только на 30-летие «Народной» Польши впервые были исполнены его грандиозные «Страсти по Луке» (1965). В 1980 году скрипач и альтист Григорий Жислин сыграл и записал для советской фирмы грампастинок «Мелодия» Концерт для скрипки с оркестром Пендерецого (Оркестром Московской филармонии дирижировал сам автор; фото Б. Палатника – с обложки пластинки фирмы «Мелодия»). Собственно, признание Пендерецкого началось благодаря тому, что от периода радикальных звуковых экспериментов, включая своего рода филармонический хит - «Плач памяти жертв Хиросимы», а также «Полиморфию» и «Заутреню» на текст православного богослужения и др., Пендерецкий обратился к монументальной постромантической эстетике начала ХХ века. Сейчас музыка Пендерецкого – и авангардного, и «классического» периодов широко звучит даже в джазовых обработках (братьев Олесь, Пётра Ожеховского) и мультимедиа представлениях известных рок-музыкантов Джонни Гринвуда из Radiohead и Aphex Twin'а (Вроцлав, 9-10 сентября 2011 года) при участи автора как дирижера. Однако редко вспоминают ранние экспериментальные работы маэстро Пендерецкого. В частности, его Actions для джаз-оркестра прозвучали только дважды в нашей же "Домашней музыке", посвященной памяти руководителя этого джаз-оркестра Дона Черри. И только один раз был у нас в эфире (да и то не полностью) интереснейший саундтрэк к «Рукописи, найденной в Сарагоссе» Войчеха Хаса (1965) по франкоязычному готическому роману Яна Потоцкого (1797). А также «Псалом», реализованный Эугенуишем Рудником в Студии электронной музыки Польского Радио в 1960-70-е годы. И еще раз - Actions для джаз-оркестра. Но к творчеству Кшиштофа Пендерецкого в год его 80-летия "Домашняя музыка" обратится в день рождения маэстро: ровно через неделю – сюрприз: сочинения Пендерецкого для оркестра с 1961 по 2012-й гг. в радикальных интерпретациях …Pianohooligan’a («Фортепьянного хулигана»), между прочим, одобренные самим композитором. Среди них и в первый раз не прозвучавшая «Ария» из саундтрэка «Рукописи».
 

размер: 10748 байт9 ноября:
Второй раз на "Радио России. Культура" - музыкальный портрет Гедалии Тазартеса из Парижа, уникального певца и саунд-артиста, развивающего открытия французской «конкретной музыки» конца 1940-х годов в пространстве «новой этники» и саунд-арта. Между первой программой двухлетней давности и этой прошло ровно два года. За это время Гедалия Тазартес продолжал неожиданно много выступать в концертах со своими младшими коллегами: экспериментаторами трубачом Жаком Беррокалем и гитаристом Дэйвидом Феннеком; в том числе и выпустил с ними альбом под многообещающим названием «Супердиск» (фото – журнал the Wire).
 

размер: 10528 байт2 ноября:
Пресс-релиз по случаю начала Фестиваля немецкого джаза, начинается так: «Фестиваль «Джаз осенью» проводится в третий раз, и о нем уже вполне можно говорить как об узнаваемом явлении. Пройдет еще немного времени, и он станет статусным музыкальным событием». Наши немецкие друзья и коллеги из Гёте-Института явно поскромничали: Фестиваль стал статусным, как только были объявлены участники первого такого фестиваля, который получил было «Джаз в октябре», но позднее стал проводиться и в сентябре, и в ноябре, так что теперь просто «Джаз осенью». Подзаголовок фестиваля этого года сформулирован четко: 3х3, то есть три трио. В отличие от предыдущих фестивалей, которые показывали достаточно широкую палитру – от молодежного электроджаза и популярного вокала, на этот раз все три коллектива представляют самый современный, чтобы не сказать авангардный джаз. Поскольку фестиваль «Джаз осенью-2013» представляет руководитель отдела культурных программ Немецкого культурного центра (Гёте-института) в Москве г-н Вольф Иро – любитель и знаток джаза, мы говорим, конечно, не только о его участниках (модном коллективе Heparactive Kid, трио Dell-Lillinger-Westergaard (кстати, в обоих играет уже ивзестный нам по проекту Grünen) и уникальном ансамбле трех кларнетистов Gebhard Ullmann Clarinet Trio), но и о джазе в сегодняшней Германии в целом. И слушаем не только участников «Джаза осенью», но и новый этно-джазовый проект Гюнтера «Бэйби» и греческой вокалистки Савины Яннату, кельнский биг-бэнд Матиаса Шрифля и саксофонистку Ингрид Лауброк с гитаристкой Мэри Халворсон (фото – Гёте Институт).

размер: 37727 байт26 октября:
Через неделю, 3 ноября, исполняется ровно 20 лет со дня смерти Льва Термена, музыканта и изобретателя – создателя первого в истории бесконтактного музыкального инструмента – терменвокса. Лев Сергеевич не дожил до своего столетия всего 3 года. Терменвокс, разумеется, был не только музыкальным инструментом, но это совсем другой разговор. Отмечают эту дату, однако, в первую очередь, музыканты и исполнители на терменвоксе, в том числе потомки Термена, в т.ч. правнук Петр. И его последователи – наша Ассоциация электроакустической музыки 2 ноября проводит вечер памяти изобретателя в Московском доме композиторов. И ученики, в частности, в рамках своего мастер-класса на острове Сардиния, эту дату отмечает ученица с детских лет и дальняя родственница Термена Лидия Кавина. В июле этого года Лидия приезжала в Москву из Оксфорда, где она теперь живет. Тогда мы с нашей гостьей – не в первый уже раз – поговорили у микрофона о новой музыке для терменвокса и в основном (но не только!) - в ее собственном исполнении: от Джона Кейджа до популярной сейчас Леры Ауэрбах. (Фото – из личного архива Лидии Кавиной).

размер: 18050 байт19 октября:
«Аврора – Мгновение свободы»
(Агусти Фернандес - Барри Гай - Роман Лопес)
Одно из самых известных сочинений контрабасиста-виртуоза, композитора и создателя «Лондонского оркестра джазовых композиторов» - сюита для струнного оркестра «После дождя», вдохновленная апокалиптической картиной-антиутопией «Европа после дождя» (1940-42 гг.) классика сюрреализма Макса Эрнста. Барри Гай в составе одного из самых заметных ансамблей нового джаза трио «Аврора» 21 октября впервые при информационной поддержке Института Сервантеса выступает в России, в московском центре «Дом». Совпадение или нет, но «Аврора» выступает в «Доме», когда там уже начнется фестиваль «Длинные руки-10» памяти Николая Дмитриева. Дмитриев был не только основателем «Дома», но и продюсером единственного нашего фри-джазового «Оркестра московских композиторов», который, собственно, и создавался по образцу оркестра Барри Гая. При этом двое других участников фортепьянного трио «Аврора» также приезжают в Россию впервые. Несмотря на то, что название «Аврора» в последнее время пользуется популярностью в новом джазе (диски американского мэтра Рэна Блейка, молодого финна Вернери Похьола, композиция московского EXIT Project’a и др.), эта «Аврора» - настоящая сборная команда европейского джаза – с почти что легендарным каталонским пианистом Агусти Фернандесом и испанским барабанщиком Рамоном Лопесом. О самом новом – третьем – альбоме «Авроры» A Moment’s Liberty, который должен выйти к приезду трио в Москву, мы рассказываем на этой же неделе в нашей программе аудиновинок для Си-Ди гурманов. А в "Домашней музыке" послушаем всех трех участников трио и по отдельности (в том числе и редкая запись сюиты для струнного оркестра «После дождя» Барри Гая), и вместе, в том числе, в дуэтных проектах. (на снимке: Фернандес-Гай-Лопес; фотограф - Petra Cvelbar)

размер: 36990 байт12 октября:
Гость "Домашней музыки" – Николай «Биг Ник» Богайчук – выпускающий продюсер аудио-лейбла ArtBeatMusic и авторитетный коллекционер музыки в записи. Так что с г-ном Богайчуком мы говорим не только о его «фирме», составной части одноименного фонда Алексея Козлова, главная цель которого – «поддержка в российской культуре современной инструментальной музыки» - от world music и прог-рока до сплава джаза и классики… Но не только: интересен и «круг слушания» нашего гостя – от гитариста Пэта Метини и Лондонского симфонического оркестра (с музыкой Фрэнка Заппы) до джазового классика Джона Колтрейна. А из выпущенных «Биг Ником» альбомов – диски Анны Королевой, Феликса Лахути, Антона Горбунова, исторические редкости ветерана нашего джаза Германа Лукьянова и – один трэк его ровесника – самого маэстро Козлова с его нового винилового альбома. И, наконец, самый новый проект ArtBeatMusic – «Русские романсы. Посвящение Даргомыжскому» петербургского трио В.Гайворонский-В. Волков-А.Кондаков. (Фото - Павел Корбут).

 5 октября:
40 лет «Кронос-квартету». Струнный квартет «Кронос» представлять нет необходимости. Ансамбль конвенционального академического состава. который довольно скромно начинал в 1973 году с концерта в одном из колледжей в Сиэтла (в другом колледже, но в том же городе учился, кстати, Джон Кейдж) и с обработок джазовой музыки, со временем объединил в своем репертуаре практически всю мыслимую (и даже – не мыслимую, «Солнечные кольца» Терри Райли, включающие виртуальные космические звуки) музыку, исполняя классику в парках и – обязательно на бис - «Пурпурную дымку» Джими Хендрикса в филармониях и консерваториях. Записал более 40 альбомов, заказал (и исполнил!) около 800 сочинений композиторам – и своим знаменитым современникам и начинающим авторам (продолжающийся проект «Младше 30»). Разумеется, к любому обобщению можно найти исключение- в частности, практически нет в репертуаре Кронос-квартета французских спектралистов, итальянского и современного немецко-австрийского авангарда. Хотя приезд Кронос-квартета в нашу страну планировался еще с первых «Альтернатив» конца 1980-х годов, впервые ансамбль приехал к нам в 1997 году. зато потом приехал через год и потом был, по крайней мере, дважды, в том числе в Московской консерватории со всеми квартетами Альфреда Шнитке (на фото А. Забрина, 1998 г.), и в Московском международном Доме музыки (с упомянутыми уже «Солнечными кольцами») и во Дворце молодежи с финским баянистом Киммо Похьоненом (2004 г.). Начавшее тогда свое вещание «Радио «Культура» было информационным спонсором их концерта, включая эксклюзивное интервью с негласным руководителем квартета первым скрипачом Дэйвидом Харрингтоном.
Поразительно, но в течение всех сорока лет в квартете трое исполнителей работают постоянно. Кроме Харрингтона, это - Джон Шерба (вторая скрипка) и Хэнк Датт (альт). Только место виолончелистки (и - мало кто знает- еще и бас-гитаристки) Джоан Жанрено с конца 1990-х занимали другие исполнители (с 22 июня с.г. - Санни Янь).
В "Домашней музыке" прозвучат сочинения композиторов из России (включая живущего в Ташкенте Дмитрия Янов-Яновского) из репертуара «Кронос-квартета» - Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Владимира Мартынова, а также тувинская народная мелодия «Конгерей», записанная со знаменитым вокальным квартетом «Хуун-Хурту» для диска «Ночные молитвы» с музыкой из бывшего СССР ( московскому агентству тувинцев GreenWave, собственно, и удалось устроить первые гастроли «Кронос-квартета» в России).

размер: 11651 байт 28 сентября:
Продолжение разговора с пианистом и композитором Антоном Батаговым, начатого 14 сентября за два дня до триумфального возвращения Батагова на московскую сцену. В качестве пианиста – и автора музыки, и исполнителя – Антон не выступал в столице с 1996 года, а его появления перед публикой ограничивались демонстрацией аудиовизуальных проектов. Мы повторяем некоторые фрагменты из интервью "Домашней музыке" двухнедельной давности –для тех наших слушателей, кто не смог попасть на концерт с авторским исполнением «Избранных писем Сергея Рахманинова». А те, кому посчастливилось быть в Рахманиновским зале Консерватории вечером 16 сентября и приобрести диск с этим произведением, наверняка захотят узнать больше и о диске, и о круге слушания Антона Батагова. Кроме двух виртуальных «Писем Рахманинова» (Симеону тен Холту и Питеру Гэбриэлу) мы вместе с маэстро Батаговым (и его комментариями) послушаем и струнный «Квартет.ру» нашего гостя (Calder Quartet), и импровизацию Антона и тибетской вокалистки Юнгчен Лхамо (выпущенную в этом году лейблом Cantaloupe Records), а также – музыка Питера Гэбриэла и Дэйвида Сильвиэна. (Фото на обложке диска «Избранные письма Сергея Рахманинова», фирма Сергея Красина Fancy Music - Алиса Наремонтти)

размер: 23502 байт21 сентября:
В этом году исполняется 20 лет московскому камерному коллективу «Студия Новой музыки», которую основал ее бессменный художественный руководитель композитор Владимир Тарнопольский. Центр новой музыки при Московской государственной консерватории начинает отмечать эту дату 25 сентября в Рахманиновском зале двумя открытыми концертами под девизом «20 взглядов. Посвящения ансамблю Студия новой музыки», в которых будут исполнены новые сочинения молодых российских композиторов (второй состоится 28 января 2014 г.). А 8 октября уже в Большом зале Консерватории «Студия» под управлением своего бессменного дирижера Игоря Дронова исполнит пять произведений классиков новой музыки Тристана Мюрая, Беата Фуррера, Фаусто Ромителли, Стива Райха и основателя Центра современной музыки и фестиваля «Московский форум» композитора Владимира Тарнопольского. В "Домашней музыке" Маэстро Тарнопольский рассказывает о сочинения названных композиторов, в том числе и о своем «Маятнике Фуко». А "Домашняя музыка" поздравляет весь коллектив Центра новой музыки и лично его руководителя, профессора Владимира Григорьевича Тарнопольского!

14 сентября:
В "Домашней музыке" гость – пианист, композитор и литератор-переводчик Антон Батагов. 16 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории в цикле, который ведёт Алексей Любимов , «Композиторы и пианисты рассказывают свои истории» Батагов – впервые с фестиваля «Альтернатива» 1996 года выходит в Мосвкве на сцену и исполняет свое сочинение «Избранные письма Сергея Рахманинова».(Нелишне напомнить, что в этом году, исполнилось 140 лет со дня рождения и 70 лет со смерти великого русского пианиста и композитора). Адресаты воображаемых музыкальных писем - близкие Батагову по духу музыканты второй половины ХХ века и… Никколо Паганини. Напомним, что Рахманинов - тоже автор своего года «музыкального письма» - итальянскому скрипачу, а именно - Рапсодии на тему Паганини для фортепиано и оркестра, соч. 1934 года.
Как всегда в нашей программе мы слушаем не только музыку нашего гостя Quartet.ru, Tayatha, «Новости культуры» и одно из «Избранных писем Рахманинова» – нидерландскому композитору Симеону тен Холту (полностью «Избранные письма» к концерту 16 сентября выпустит на компакт-диске московский аудиолейбл Сергея Красина FANCYMUSIC).
Но в нашей программе мы – как всегда - слушаем не только музыку нашего гостя, но и говорим с ним о его «круге слушания». А это и Генри Перселл (в исполнении Теодора Курентзиса, его оркестра Music Aeterna и хора New Siberian Singers), Стив Мартлэнд,Дэйвид Лэнг, Питер Гэбриэл, и Дэйвид Сильвиэн. (Фото - Анна Рождественская).

 7 сентября:
2 сентября исполнилось 60 лет американскому музыканту, композитору и музыкальному деятелю Джону Зорну. Только одно имя John Zorn - и этим все должно быть сказано! В современной американской (да и не только американской!) культуре, судя по всему, больше нет фигуры, которая так объединяла бы музыку (да и не только музыку) всех видов, жанров, стилей, направлений, как маэстро Зорн. Причем независимо от личных пристрастий самих музыкантов и любителей музыки - от панк-нойза и свободного джаза до лаунжа и экзотической этники. Не говоря уже о том, что маэстро Зорн, символ и неформальный лидер Даунтауна - культуры, альтернативной по отношению к академическому истеблишменту, наконец, добился признания последнего. Пик юбилейных мероприятий по случаю 60-летия Зорна, начавшихся еще в апреле, продолжились летом гастролями его «Песенного проекта» по Европе и достигают своего пика в этом сентябре-октябре. В них принимают участие и цитадель американского академизма в Америке – нью-йоркский Линкольн-центра и Колумбийский университет. "Радио России "Культура" внимательно следит за творчеством юбиляра со дня первого его концерта в Москве c ансамблем Electric Masada 29 апреля 2004 года, то есть фактически еще до того, как официально началось вещание нашей радиостанции. Поэтому в этой юбилейной "Домашней музыке" только те его проекты последних полутора лет, о которых мы еще не успели рассказать – от Filmworks XXV (с музыкой для Центра толерантности нового Еврейского музея в Москве) до одной из последних его записей как саксофониста (с грайндкор-ансамблем Napalm Death).
(Фото - Чэд Батка)

 31 августа:
Последняя программа этого лета в жанре «Минимакс – минимум слов – максимум музыки». Девизом ее могло бы стать многозначительное название альбома венесуэльского камерного ансамбля Con Corda (на фото), что буквально с музыкального итальянского переводится как «со струнными». Но звучит и как Concordanza – «согласие, гармония». На этот раз – академические посвящения выдающимся рок-музыкантам. В качестве своего рода эпиграфа – первой в истории и до сих пор непревзойденной исполнительницей «Битлз» из кругов академического авангарда Кэти Берберян. Прозвучат в программе также один из первых откликов на битломанию Eine Kleine Вeatlesmusik (1965) австро-британского композитора и продюсера Фритца Шпигля, «Ночная музыка» для Джона Леннона» классика американского авангарда – композитора и дирижера Лукаса Фосса, двух латиноамериканских композиторов Мигеля Нойя и Доминго Санчеса Бора с посвящениями группе «Кинг Кримсон», а также - Джими Хендриксу и Жако Пасториусу в исполнении дуэта Con Corda. America Is Waiting Элисон Изадора (новозеландской скрипачки из нидерландского ансамбля Мартена Альтена) – аллюзия к одноименной композиции с альбома Брайана Ино и Дэйвида Берна My Life in the Bush of Ghosts. И, наконец, самое известное сочинение со-основателя фестиваля Bang On a Can Майкла Гордона I Buried Paul.

 24 августа:
Предпоследняя программа из летнего цикла, который мы условно назвали «Минимакс – минимум слов, максимум музыки» –
продолжение двух наших программ от 16 марта «Танго: Хорхе Луис Борхес и Астор Пьяццола» и «Минимакса» от 27 июля. Тогда в «Минимаксе» мы не вспоминали классиков и современных знаменитостей – «нового танго» - от Пьяццолы до «Готан-проекта». Зато – напомним – слушали кульминационную арию - «смертельное танго» из «Фауст-кантаты» Альфреда Шнитке и Tango hommage а Gidon – Танго-посвящение Гидону, главному пропагандисту танго в академическом исполнительстве – скрипачу Гидону Кремеру и его ансамблю «Кремерата Балтика», которое сочинил выдающийся московский композитор Александр Вустин. В обновленном выпуске «Танго-минимакса» - «новое танго» - в мировом масштабе: ливанский дуэт Soap Kills (с очень популярной этим летом певицей Ясмин Хамдан) и первооткрыватели электротанго (еще до «Готан-проекта») Tango Crash, а также гитарист-виртуоз Томас Губич, чей новый альбом «Итака» высоко оценивается представителями всех музыкальных жанров – от классики до джаза.

размер: 53669 байт17 августа:
«Джаз для посвященных в культуру наших дней»
Или «Джаз только для знатоков поп-культуры». Это трудно переводимое название альбома двух недооцененных джазменов, которые в 1965 году первыми осмелились, во-первых, обратиться к тому, что считалось рок-н-роллом и фолк-роком – Чака Берри и Боба Дилана, а, во-вторых, назвать это «культурой». С их альбома и начнется очередной летний «Минимакс» - «Минимум слов. Максимум музыки». В отличие от недавней программы с интерпретациями музыки Джими Хендрикса, - на этот раз практически вся история рок-музыки (включая и самого Хендрикса) почти исключительно в формате акустического фортепьянного трио. От упомянутого уже рок-н-ролла Чака Бери, ансамбля Дэнни Ричмонда, до Radiohead (знаменитая композиция Брэда Мелдау на тему Paranoid-Android), не забывая и нашего пианиста Евгения Лебедева (с хитом Police) и его польского коллеги Артура Дуткевича (с песней певца и композитора Чеслава Немена экспериментального периода).
(На фото - обложка альбома Дэнни Ричмонда и Джеки Баярда - фирма Impulse: ‘In’ Jazz for the Culture Set – «Джаз для посвященных в культуру наших дней»)

/фото предоставлено Д. Уховым/8 августа:
17 июля 2012 года в возрасте 86 лет ушел из жизни турецко-американский музыкант-экспериментатор, дизайнер звука и продюсер легендарного оркестра Чарльза Мингуса. Мимароглу изучал в Принстоне электронную музыку под руководством известного русского экспериментатора Владимира Усачевского и создал первые электронные сочинения в стилях мировой музыки и джаза (Sing Me a Song of Songme с Фредди Хаббардом). Мимароглу был также авторитетным фотографом, кинокритиком и философом. За пределами круга коллег-электронщиков (в основном среди любителей кино) прославился только одной частью одного произведения – электронной Прелюдией N12 для магнитофонной ленты. Благодаря Нино Рота она стала одним из лейтмотивов «Сатирикона» Федерико Феллини. В "Домашней музыке" прозвучат и эпизоды из антивоенной мультимедиа-композиции Sing Me a Song of Songme (1971), и ранее практически не звучавшие по радио электронные сочинения, вдохновленные живописью абстрактного экспрессионизма и поэзией (включая стихи…Ильи Эренбурга). Мы повторяем прошлогоднюю программу с дополнениями и изменениями.
/Фото предоставлено Д. Уховым/.

размер: 42736 байт3 августа:
Третья программа из летнего цикла «Минимакс – минимум слов, максимум музыки»: «Авангардное эхо Джими Хендрикса». Быть может, и не «эхо», не «влияние» и не «вариации на темы», а, скорее, hommage - в том значении, в каком этот термин понимается во французской культуре – «дань почтения». В прямом смысле - первый отзвук новаторства рок-музыканта, который превратил электрогитару в новый электронный инструмент - один из первых «электрических» опытов Майлза Дэйвиса ("Mademoiselle Mabry", 1968 год). Демонстрация общего корня джаза и рока – блюза - «Мировым квартетом саксофонов» (World Saxophone Quartet), который альбомом Experience показал, что музыка Хендрикса сохраняет свой смысл и без «электричества» и даже без вокала. Аналогичный опыт московского композитора Владимира Николаева - the Sinewaveland (2011) для симфонического окрестра (в записи Сиэтлского симфонического оркестра, дирижер Людовик Морлот. И, наоборот, извлеченная из электрогитарных тембров Хендрикса абстрактная электроника «гражданина мира» Пола Пиньона - британского ученого-физика и фри-джазового саксофониста французского происхождения, в 1980-е основавшего при радио в Белграде студию электронной музыки и сочинившего там свою знаменитую электронную композицию Hendrix (сразу же получившую престижный приз Конкурса электроакустической музыки во французском Бурже, 1984 год).

размер: 43686 байт27 июля:
Вторая программа из летнего цикла, который мы условно назвали «Минимакс – минимум слов, максимум музыки», как эхо выпуска от 16 марта «Танго: Хорхе Луис Борхес и Астор Пьяццола». В «Минимаксе», не повторяясь, мы вспомним музыкантов, которые тоже обращались к формам и жанру танго: и не только аргентинцев -Диего Сисси (Diego Schissi) и Хуана Мария Соляре (ансамбль Duo Tangente), гитариста Томаса Губича, но и композиторов/исполнителей со всего мира - вполне академических – Альфреда Шнитке (Es geschah… из Фауст-кантаты поет Ингер Блом), Александра Вустина (диск Kremerland Гидона Кремера), джазовых («Джаз-Контакт» Олега Степурко, Эрик Трюффаз, Джанлуиджи Тровези), в стилях фьюжн, аван-рок и даже эмбиент (Weather Report, Ash Ra Tempel, Cosa Brava Фреда Фрита, Сидсель Эндрессен-Бугге Вессельтофта). Почтовая открытка (1920-й год) - с сайта http://en.wikipedia.org/wiki/Tango
 

размер: 23194 байт20 июля:
Некоторые наши летние программы можно было бы определить как «минимакс» - «минимум слов, максимум музыки». В «минимаксах» этого лета – «Самое новое танго» (от аргентинского дуэта Duo Tangente до московского «Джаз-Контакта»), «Авангардное эхо Джимми Хендрикса» (от «гражданина мира» Пола Пиньона до москвича Владимира Николаева) и настоящая программа, перефразируя композитора Р. Воан Уильямс, «самый примитивный и одновременно самый современный музыкальный инструмент - голос» в новом джазе. Точнее, женский голос – от Джулии Дрисколл и Аннетт Пикок (1960-70-е) до Валентины Пономаревой (1980-е) и Саинхо вместе с Шелли Хирш и Кэтрин Ботт (начало 1990-х). Фото Ш. Хирш на фестивале в центре «Дом», 2002 год – П. Корбут.

размер: 26966 байт13 июля:
В рамках «перекрестного» года Нидерландов в России/России в Нидерландах – уникальное в музыкальной практике явление – Orkest de Volharding. Духовой оркестр основан в Нидерландах в 1972 году (значит, коллективу недавно исполнилось 40 лет!) композитором Луи Андриссеном и кларнетистом Виллемом Бройкером. Название оркестр получил в духе еще не окончившейся (особенно это было заметно именно в Нидерландах) «молодежной революции 1960-х» - «Оркестр «Стойкость». И наподобие традиционных «марширующих бэндов» поначалу сосредоточился на пропаганде новой музыки в буквальном смысле слова на улице, а также на заводах и фабриках, в доках и учебных заведениях. Причем сразу же определилась его эстетика – казалось бы, сугубо американский минимализм, внешне больше похожий на ранний джаз. Вскоре Бройкер даже вошел в первое постмодернистское объединение «нового голландского свинга» Instant Composers Pool (ICP). Но «Оркестр «Стойкость» выстоял и даже основательно повлиял на британскую и даже американскую музыку. Для коллектива сочиняли композиторы левой ориентации и в Великобритании (Стив Мартленд), и в США (основатели творческого объединения – фестиваля и ансамбля – Bang On a Can (в т.ч. Дэйв Лэнг). Мы послушаем и их сочинения, и, разумеется, музыку со-основателя de Volharding Луи Андриссена. А также бывшего саксофониста оркестра – Мартена ван Нордена и пианиста/композитора из объединения ICP – Хуса Янссена (фото - de Volharding).

размер: 31956 байт6 июля:
В начале июня на концерт памяти Льва Термена – изобретателя терменвокса (первого до сих пор активно используемого электромузыкального «бесконтактного» инструмента) – приезжала из Оксфорда дальняя родственница изобретателя и его ученица Лидия Кавина.
Исполнительница на терменвоксе, композитор и всемирно известный педагог Лидия Кавина хорошо известна слушателя "Радио России. Культура": она давала у нас концерты в прямом эфире, все ее диски мы обозревали в нашей программе аудиновинок «Си-Ди гурман».
Действительно, есть ли среди наших музыкантов кто-то еще, чьи диски выходили бы и на элитном лейбле европейского авангарда Wergo (почти полвека – отделения престижного нотного издательства Schott) и такой американской аудиокомпании Mode, издающейся в т.ч. полное собрание сочинений юбиляра этого года Джона Кейджа? Кроме аудио, Кавина выпускает видео для начинающих исполнителей. Кого еще можно услышать в саундтрэках и научно-фантастического триллера «Экзистенция» Дэйвида Кроненберга и в арт-хаусном «Эд Вуд» Тима Бертона?
В гамбургском театре «Талия» Лидия Кавина играет в двух мюзиклах Тома Уэйтса; один – Black Rider по либретто У. Берроуза и в постановке Роберта Уилсона, в России – с Национальным филармоническим оркестром Владимира Спивакова и лаунж-группой «Мессер Чупс».
Но мы в нашей программе говорим с Лидией Кавиной преимущественно о музыке для терменвокса и в основном (но не только!) - в ее собственном исполнении: от Джона Кейджа до популярной сейчас Леры Ауэрбах. (Фото – из личного архива Лидии Каивной).

размер: 19538 байт29 июня:
Технотронная музыка - взгляд со стороны
В следующей нашей программе давно обещанное интервью с выдающейся российской исполнительницей на терменвоксе, композитором и педагогом Лидией Кавиной. К тому же недавно в московском Музее А.Н. Скрябина сообщество «электронщиков» SoundArtist.ru в пятый раз провело фестиваль «Подготовленные среды». Артисты того искусства, которое так и называется саунд-арт, по инициативе шведского классика электроники Ларса-Гуннара Бодина, иногда сознательно отмежевываются от определения своего искусства как «музыки» и называют себя не музыкантами, а «звуковыми художниками». Действительно, с появлением новейших технологий «технотронным» звуковым творчеством занимаются не столько композиторы и музыканты-исполнители, сколько художники, артисты театра, кино и т.д. Однако на ранних этапах «конкретной» и электронной музыки – сразу после II Мировой войны, этим интересовались и вполне академические музыканты, не говоря уже о тех, кто решительно перешел к «электронике» (например, Пьер Анри - ученик самых авторитетных педагогов композиции в ХХ веке - Оливье Мессиана и Нади Буланже). И в этой "Домашней музыке" - редкие электронные сочинения вполне академических композиторов, таких, как тот же Оливье Мессиан, которые однажды попробовали себя в амплуа «звуковых художников» и потом отказались от электроники. Альфред Шнитке даже объяснил, почему он не пошел по этому пути дальше в знаменитой статье «На пути к воплощению новой идеи». Кроме их сочинений прозвучат также электронные опыты Дариуса Мийо, Анри Согэ, Жана Барраке, Андре Одэра и Кшиштофа Пендерецкого. (На фото – авторский конспект сочинения О. Мессиана «Тембры-Длительности» из книги В. Лебла «Электронная музыка», Прага 1966)

размер: 27949 байт22 июня:
Первая из двух программ, посвященных выдающемуся композитору, клавишнику и новатору в области музыкальной электроники Ричарду Тейтельбауму в связи с его первым выступлением в России – оно будет закрывать сезон в культурном центре «Дом» 27 июня.
Несмотря на то, что имя 74-летнего Ричарда Тейтельбаума (Richard Teitelbaum) не относится к числу часто упоминаемых в истории новой музыки, переоценить его новаторство практически невозможно. Именно Тейтельбаум был (параллельно с Венди Карлос, начинавшей с обработок Баха под мужским именем «Уолтер») первым в истории музыки исполнителем/импровизатором на электронно-музыкальном синтезаторе «муг». Тейтельбаум - первооткрыватель и совместного исполнения электронной музыки вместе с публикой, и интерактивной компьютерной композиции, и экспериментов по управлению музыкальными инструментами непосредственно деятельностью головного мозга. Собственно, из-за того, что многое в его музыке рождалось в непосредственном процессе исполнения, и, за исключением опубликованных на пластинках записей, музыковедам нечего было «анализировать», большую известность получили его коллеги по ансамблю Musica Elettronica Viva (MEV) – «Живая электронная музыка». MEV основали в Риме трое американцев-экспатриатов - кроме Тейтельбаума это Элвин Курран и Фредерик Ржевски. В отличие от Тейтельбаума они вскоре переключились на минимализм, записываемый нотами для конвенциональных акустических инструментов. Тейтельбаум же – наоборот - продолжал активно сотрудничать с импровизаторами, в основном – новоджазовыми – от Энтони Брэкстона до Отомо Йосихиде и Жоэль Леандр (неожиданное совпадение: дуэт Лендр-Акош С. выступает в Доме 19 июня) до Энтони Брэкстона. Тейтельбаум – ученик по композиции классика авангарда Луиджи Ноно и Мела Пауэлла – сначала пианиста биг-бэнда Бенни Гудмена, а позднее - первооткрывателя музыкальной электроники – первым в 1966 году привез в Европу синтезатор «муг». А это значит, без него не было бы ни Кита Эмерсона, ни групп Крафтверк, Yes и даже Mahavishnu Orchestra…
В "Домашней музыке" 22 июня прозвучат отобранные самим композитором первые записи ансамбля MEV (Spacecraft), Кончерто гроссо для трио импровизаторов (автор с Энтони Брэкестоном и Джорджем Льюисом) и виртуального оркестра, Blends – один из первых опытов «серьезной» мировой музыки с самыми известными исполнителями (индиец Трилок Гурту – табла, японец Каесуйщ Йокояма – флейта-сякухачи), ансамблевая джазовая импровизация на фестивале в Мёрсе (Германия). И, наконец, примерно то, что прозвучит в «Доме»: Ричард Тейтельбаум соло – live electronics. Во второй программе – эпизоды из двух уже опубликованных опер из задуманной Тейтельбаумом трилогии («Голем» и «Цви») - с непосредственным авторским комментарием.
(фото – из личного собрания композитора)

размер: 14940 байт15 июня:
Вторая программа, которая пытается ответить на вопрос, почему не такая уж «круглая» дата – 170-летие со дня рождения Эдварда Грига – так, мы бы сказали, вдумчиво отмечается нашими современниками? Кроме вечнозеленых мелодий норвежского классика, которые звучали в классическом джазе Джона Керби и Джанго Рейнхардта и сегодняшних «хитов» («В пещере горного короля» - финского секстета виолончелистов «Апокалиптика») - изысканный камерный джаз соотечественника композитора Гейра Люсне с участием российского валторниста Аркадия Шилклопера и такие рискованные обработки музыки Эдварда Грига, которые мы осмеливаемся включить в "Домашнюю музыку" исключительно благодаря тому, что сам Фонд Грига публикует их на своем тройном альбоме. Его при желании можно было найти, посетив Дом-музей композитора в Трольхаугене под Бергеном (из него - фото композитора).

размер: 42215 байт8 июня:
Рэй Манзарек играет классику ХХ века
В нашей "Домашней музыки" памяти клавишника Рэя Манзарека (12 февраля 1939 – 20 мая 2013) - не только его обработка Carmina Burana Карла Орфа – не менее, если не более известная, чем «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, записанные трио «Эмерсон, Лейк и Палмер». Но также и не столь известные дуэты с джаз-роковым гитаристом Роем Роджерсом – обработки музыки Эрика Сати и Мануэля де Фалья. В качестве бонуса – недавно изданная запись одного из многочисленных совместных выступлений известного поэта поколения битников Майкла МакКлура с самим Манзареком и Лэрри Кассином - тем самым флейтистом, который играл с Сергеем Курехиным во время его легендарных гастролей в октябре 1988 года).

размер: 31908 байт1 июня:
Кто боится Рихарда В?
Так назвал свой новый альбом, посвященный 200-летию композитора, литератора-публициста Рихарда Вагнера (1813-1883), соотечественник композитора, барабанщик хорошо известного у нас новоджазового трио Эрик Шефер. (И в нашей программе «Си-Ди гурман» мы уже информировали об этом слушателей "Радио России. Культура"). Тот же немецкий лейбл ACT выпустил и еще один диск, полностью посвященный последней опере Вагнера «Парсифаль» - от мэтра немецкого джаза контрабасиста Дитера Илга и его фортепьянного трио. Но иронический вопрос Эрика Шефера «Кто боится Рихарда В?» не случаен: до этой даты ( и, между прочим, 150-летия исторических гастролей Вагнера в России; на фото – шарж его современника композитора из французской энциклопедии Larousse) джазмены «высшей лиги» к музыке Вагнера не обращались, что называется, в принципе. Пластинка Kenton/Wagner, которую в 1964 году записал выдающийся джаз-оркестр Стэна Кентона, – исключение, подтверждающее правило. Любопытно, что иронию Шефера разделяют и другие соотечественники Вагнера и Шефера (например, Berlin Brass Band), но зато «на полном серьезе» интерпретируют его музыку эмигрантка из Советского союза пианистка Лора Костина и ее «Вагнер-трио».

размер: 25695 байт25 мая:
В этом году исполняется 60 лет одному из самых известных авторов/исполнителей шведской электроакустической музыки – Оке Пармеруду (фото Luc Beauchemin). Впервые музыка Пармеруда прозвучала в России в 1996 году. Когда автор и ведущий «Домашней музыки» – в то время куратор фестиваля новой музыки «Альтернатива» – пригласил Пармеруда для сольного концерта. Надо было видеть, как, вооружившись проводами, ножницами, молотком, рулонами ткани, маэстро Пармеруд – лауреат многочисленных конкурсов электроакустической музыки и обладатель двух шведских премий – аналога «Грэмми», один, без помощи рабочих сцены, взбирался по стремянке к колосникам, чтобы дизайн сцены соответствовал его музыке, не говоря уже о том, что надо было расставить источники звука в шести местах зала. В первом отделении – с солирующей балериной, а во втором – на сцене вообще никого не было – звучала его электронная музыка, в том числе – премьера одного из самых известных произведений этой музыки Grains of Voices – получасовой ремикс этнической музыки, собственноручно записанной Пармерудом буквально на пяти континентах. С тех пор Grains of Voices считается классикой своего жанра и обязательно прозвучит в настоящей "Домашней музыке" вместе со сравнительно ранним произведением для камерного ансамбля и компьютера Inside Looking Out (1992) , а также – одним из новых – La Vie Mecanique (2004).

размер: 40790 байт18 мая:
22 мая исполняется 14 лет со дня открытия концертного зала, или как чаще пишут, клуба «Дом» в Москве. А это значит, что «Дом» вот уже 10 лет существует без своего основателя и художественного руководителя Николая Дмитриева, которого не стало 10 апреля 2004-го года. Хотя далеко не всё, что было создано Дмитриевым за пять лет с 1999 года сохраняется, до сих пор двухэтажное здание в Большом Овчинниковском переулке остается если не примером для подражания, то почтения среди тех культурных центров, которые появились позднее – от «Винзавода» и «Гаража» до «Мастерской» и нового Камерного зала Московской филармонии. Неожиданно насыщенным в творческом отношении оказался и настоящий май (2013-го года): от музыки американской глубинки (испаноязычное кантри Los Texmaniacs) до свободной импровизации (агентство Improve привозит акустический шведско-французский дуэт Грип-Борель и соединяет его с новосибирцем Романом Столяром). В том же импровизационном жанре, но с участием электроники выступит суперзвездный лидер мирового ультра-авангарда – еще одно международное трио Fire Room: Вандермарк-Нильссен-Лав-Мархауг. И еще одно – немецко-швейцарский проект Nohome, поддерживаемый швейцарской «Про Гельвецией», ансамбль сына основателя европейского фри-джаза Петера Бретцмана - Каспера. Закончится май в культурном центре «Дом» ансамблем корейских традиционных инструментов, импровизирующий на популярные темы Stone Jazz. Выступят и наши коллективы, которые наверняка были бы другими, если бы не было «Дома»: Ансамбль 4:33 и трио «Бром» (с совершенно новой акустической программой). Наконец, в день Рождения «Дома» - сюрприз: чешский кларнетист Карел Догнал покажет перформанс/пантомиму классика авангарда ХХ века Карлхайнца Штокхаузена «Арлекин».

размер: 34075 байт11 мая:
Джаз не сдается!
И в этом году наша праздничная майская программа снова называется «Джаз не сдается». В нее включены и уже известные, и ранее не звучавшие у нас джазовые пластинки, сделанные вопреки нацистскому «запрету на свинг» и в самой Германии, и в оккупированной Европе (от Франции – до Дании).
А также записи радио Би-Би-Си и бессмертный эллингтоновский «Караван» в легендарной записи Эдди Рознера 1942 года (фото с альбома фирмы «Мелодия»).
 

размер: 31826 байт4 мая:
«Джаз не сдается!»
Так "Радио России "Культура" по уже сложившейся традиции называет программы "Домашней музыки", которые выходят накануне Дня победы во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Слушаем мы в этих программах европейский джаз военных лет. И в этом году – как хорошо известные пластинки известных европейских джазменов, в свое время не звучавшие в эфире «подпольные» радио-архивы немецких джазменов, так и недавно выпущенные на компакт-дисках записи, в том числе - нидерландского Танцевального оркестра до сих пор существующей Ассоциации Algemene Vereniging Radio Omroep (AVRO Dance-Orkest) под управлением Клааса ван Бека – и довоенные, и уже сделанные в период фашистской оккупации Нидерландов (после чего сам Ван Бек был отправлен на работы в Германию; фото 1937 года - Muziekschatten).

размер: 31740 байт27 апреля:
Беглый обзор современной (в основном – новоджазовой и альтернативной академической) музыки Нидерландов – страны, в которой на удивление органично сосуществуют все ее течения и направления – от этнической экзотики до «звуковых пейзажей» в жанре аудио-арта. Кроме того, чем-то вроде «сквозной темы» - рефрена программы будет мелодия знаменитого шансонье Жака Бреля «Амстердам» - в нескольких и весьма неожиданных интерпретациях. Включая гастролировавшую у нас буквально на днях знаменитую немецкую артистку арт-кабаре Уте Лемпер (фото - Staalplaat).

размер: 30572 байт20 апреля:
В продолжение предыдущей "Домашней музыки", которая была посвящена новым саундтрекам к двум классическим неигровым фильмам немого кино - «Берлин Симфония большого города» (1927) Вальтера Руттмана и «Человек с киноаппаратом» (1929) Дзиги Вертова (кадр из фильма - на фото), в этой программе - больше, чем еще одно звуковое оформление фильма Вертова, но скорее самостоятельная «аудиокомпозиция» для радио L'homme a la camera французского композитора Пьера Анри, соч. 1993 года (Анри «озвучивал» также и картину Руттмана, но эта его работа не стала такой же знаменитой).

13 апреля:
На идею этой "Домашней музыки" натолкнул анонс предстоящего 18 апреля концерта из цикла «Звуковой поток/Klang Stream» - «Немое кино - говорящая музыка». Музыканты консерваторского ансамбля «Студия новой музыки» в рамках перекрестного Года Германии в России/России в Германии при поддержке Гете-института в Москве озвучивают два классических неигровых фильма 1920-х годов – один немецкий («Берлин — симфония большого города» Вальтера Руттмана) и один отечественный - «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Наши молодые композиторы озвучивают киноленту Руттмана, немецкие - советскую «фильму» (так в свое время говорили). Гете-институт, между прочим, участвовал в первых акциях этого жанра – на фестивале 1995 года» Москва-Берлин/Берлин –Москва» немецкая классика - «Горная кошка» Э. Любича и «Метрополис» Ф. Ланга демонстрировались соответственно с музыкой Антона Батагова и Алексея Айги, с чего собственно, и тот и другой начали очень успешные карьеры кинокомпозиторов. Гете-институт также поддержал екатеринбургский фестиваль «Немое кино – Живая музыка», где фильм Руттмана озвучивал джаз-квинтет Сергея Проня. Оба фильма также показывались и «Студией новой музыки» и неоднократно – новым московским ГАМ-Ансамблем в проекте «Живая дорожка» в сезоне 2009-2010 гг.
Но историю превращения фильмов Руттмана и Вертова в настоящие «симфонии» начали еще их современники. Более того: классику советского и немецкого немого кино связывает фигура композитора Эдмунда Майзеля, который писал музыку и к премьере «Броненосца Потемкина», и к фильму «Берлин-Симфонии одного города»).
"Домашняя музыка" восстанавливает (с помощью руководителя Отдела культурных программ Гете-Института г-на Вольфа Иро) отдельные эпизоды из истории и современности этой уже не только (и даже не столько) российско-германской, но и общемировой истории искусства.

размер: 14376 байт6 апреля:
Этот выпуск "Домашней музыки" - в том же ряду, что и недавние программы о классиках нашего времени - Фридрихе Гульда, Асторе Пьяццола, Кшиштофе Пендерецком, чье творчество, конечно, известно, но, все-таки, не всем и не во всём. Существует немало музыки, о которой далеко не в первую очередь вспоминают - если вспоминают вообще – когда говорят о композиторе Софии Губайдулиной. В частности, в этой программе, конечно, должен был бы прозвучать «Концерт для двух оркестров, эстрадного и симфонического» (1976), примыкающее к нему Adagio и также написанное для эстрадного оркестра Te Salutant , если бы существовали их адекватные записи. По счастью, не нуждается в интерпретации и записи сочиненная с использованием отечественного синтезатора АНС электронная музыка Губайдулиной Vivente Non Vivente. Также опубликованы, как минимум, два компакт-диска легендарной композиторской группы интуитивной музыки «Астрея», которую в свое время основали София Губайдулина, Виктор Суслин (1942-2012) и Вячеслав Артемов при участии таких мастеров исполнительского искусства, как ударник Марк Пекарский и певица Валентина Пономарева – они участвовали в концерте «Астреи» в Давосе в 1992 году. Собиралась «Астрея» и через 10 лет, в московском музее им. Глинки. В тот же свой приезд в Россию Губайдулина вместе с Виктором Суслиным солировала в посвященном последнему сочинении Am rande des abgrund («У края пропасти») для двух аквафонов и семи виолончелей (2002). Перечисленные произведения композитора Софии Губайдулиной, которые вы, скорее всего, не знаете, и прозвучат в этой "Домашней музыке".
/Фото - из книги В.Холоповой и Э. Рестаньо «София Губайдулина»/

размер: 17811 байт30 марта:
В этом году исполняется 60 лет московскому композитору Владимиру Николаеву, лауреату I Международного конкурса им. Витольда Лютославского (1991) и престижного Фонда им. Лили Буланже (США, 1992). Спектакль с одноактным балетом Николаева «Геревень» (хореограф Раду Поклитару), сочиненным по заказу Теодора Курентзиса pendant в легендарной постановке «Свадебки» Игоря Стравинского в хореографии Иржи Килиана, выдвинутой на «Золотую маску», был показан в «Новой опере» 19 марта (совместная продукция театра «Киев модерн-балет» и Пермского театра оперы и балета).
Музыку Владимира Николаева, музыканта весьма авторитетного среди коллег-профессионалов, могла бы оценить и более широкая аудитория: тем более, что как музыкант Николаев всегда со знанием дела пользуется самыми современными выразительными средствами электроакустики и рок-музыки (одно из последних его сочинений - посвящено памяти Джими Хендрикса, его «Колыбельную для Джеффа и Энди» для септета с электрогитарой исполняли выдающийся джазовый гитарист Билл Фризелл, ансамбль композитора-гитариста Пола Дрешера; наши слушатели с этим сочинением знакомы). Еще одна линия творчества Николаева – театрализованные виртуально-фольклорные произведения для Ансамбля Дмитрия Покровского в соединении с партией электроники (на пленке или на компьютере) - линия очень перспективная в новой музыке. Поэтому мы послушаем одно их этих сочинений Николаева – «Улари Удила» (1997) в ряду значительных произведений электронной музыки с «этнической» составляющей: «Коло» (его также исполнял ансамбль Дмитрия Покровского»одного из пионеров «фольклорного авангарда» Винко Глобокара, «Дима добрался домой», сочиненного незадолго до смерти Покровского американским композитором, педагогом и изобретателем Джоном Эпплтоном и - для контраста - Figuras Flamencas аргентинца Марио Веранди.
/Фото – из личного архива композитора/

размер: 27430 байт23 марта:
Кшиштоф Пендерецкий, которого вы не знаете
В этом году Кшиштофу Пендерецкому исполняется 80 лет. Представлять слушателям "Радио России. Культура" композитора нет необходимости – он известен у нас и как автор сочинения «Слава Святому Даниилу, князю Московскому» для смешанного хора и оркестра, вдохновленного 850-летием Москвы, и как дирижер, в частности, глубокий исполнитель музыки Шостаковича. Все знают также, что до 1970-х годов музыка живого польского классика у нас фактически отвергалась, только на 30-летие «Народной Польши» впервые были исполнены его грандиозные «Страсти по Луке» (1965). В 1980 году скрипач и альтист Григорий Жислин сыграл и записал для советской фирмы грампастинок «Мелодия» Концерт для скрипки с оркестром Пендерецого (Оркестром Московской филармонии дирижировал сам автор; фото Б. Палатника – с обложки пластинки фирмы «Мелодия»). Собственно, признание Пендерецкого началось благодаря тому, что от периода радикальных звуковых экспериментов, включая своего рода филармонический хит - «Плач памяти жертв Хиросимы», а также – «Полиморфию» и «Заутреню» на текст православного богослужения и др.), Пендерецкий обратился к монументальной постромантической эстетике начала ХХ века. Сейчас музыка Пендерецкого – и авангардного, и «классического» периодов – широко звучит даже в джазовых обработках (братьев Олесь, Пётра Ожеховского – его «Пендерецкий.Эксперимент» - новоджазовый диск 2012 года) и рок-интерпретациях (Джонни Гринвуд из Radiohead) при участи автора как дирижера. Однако редко вспоминают ранние экспериментальные работы маэстро Пендерецкого. В частности, его Actions для джаз-оркестра прозвучали только однажды в нашей же "Домашней музыке", посвященной памяти руководителя джаз-оркестра Дона Черри. Ни разу не была в эфире интереснейшая музыка к «Рукописи, найденной в Сарагосе» Войчеха Хаса (1965) по франкоязычному готическому роману Яна Потоцкого - 1797. А также – оба сочинения Пендерецкого, реализованные Эугенуишем Рудником в Студии электронной музыки Польского Радио в 1960-70-е годы. Одно из них - «Псалом» - и прозвучит в нашей "Домашней музыке" вместе с cаундтрэком «Рукописи», а также еще раз - Actions для джаз-оркестра. Но к творчеству Кшиштофа Пендерецкого в год его 80-летия "Домашняя музыка" надеется обратиться еще не один раз.

размер: 47949 байт16 марта:
Танго: Хорхе Луис Борхес и Астор Пьяццола - именно в этой последовательности стоят на архивной пластинке 1965 года имена двух великих аргентинцев, по иронии судьбы так и не удостоившихся Нобелевской премии. Но если проза и (в меньшей степени – стихи) поэта, писателя и литературного критика Х.Л. Борхеса известны читающей публике, то музыка Астора Пьяццолы при всей моде на его «новое танго» - та, которая сочинена была в сотрудничестве с писателем, остается практически не известной. Что, впрочем, не удивительно: в своем цикле «Танго» для чтеца, певца и ансамбля на стихи из сборника «Для шести струн» и текст рассказа «Мужчина из Розового кафе» обращался к самым авангардным для 1960-х годов выразительным средствам – сериализму и алеаторике. В "Домашней музыке" мы послушаем и авторское исполнение Пьяццолы 1965 года, и более поздние записи, и сочинения других композиторов, обращавшихся к «серьезному» танго – от классика ХХ века Игоря Стравинского до современного нидерландского композитора Нико Хайбрехтса (Nico Huijbregts).
/Х.Л. Борхес и А. Пьяццола - дружеский шарж Андреса Кашоли, журнал la Revista Humor/

размер: 21739 байт9 марта: «Прекрасные голоса в прекрасном амбиенте» - это название одного из сочинений выдающегося московского композитора Ираиды Юсуповой, которое как нельзя лучше подходит к настоящей "Домашней музыке". Поскольку фактически эта программа выходит в эфир в тот час, когда многие еще отмечают так называемый «Международный женский день» - 8 марта, наверное, в 21 веке уже не надо лишний раз доказывать, что в творческом отношении «прекрасный пол» давно уже играет ту же роль, которая в классике, опять же – по традиции, отводилась только композиторам-мужчинам. И для этой "Домашней музыки" автор и ведущий принципиально подобрал «прекрасные голоса» четырех женщин-композиторов. «Прекрасные голоса» в прямом и переносном смысле слова (все они выступают и как вокалистки). И всех их автор и ведущий "Домашней музыки", что называется, видел (и слышал) в деле. И нашу Ираиду Юсупову, новатора в области мульти-медиа, альтернативного музыкального театра, параллельного кино/видео и перфоманса . И профессиональную польскую вокалистку Агату Зубель (на фото), исполняющую далеко не только собственные сочинения и не только с новейшей электроникой (как наверняка подумали многие из тех, кто горячо принимал ее в составе дуэта Elettrovoce на фестивале «Другое пространство» в декабре 2012 года). И создательницу уникального вокально-импровизационного театра Майю Ратхе из Норвегии. И американскую валторнистку Энни Гатри, занимающуюся экспериментальными акустическими хэппенингами, в том числе и с собственным голосом.
/Фото Михал Моц/.

размер: 28097 байт2 марта:
В этом году исполняется 170 лет со дня рождения норвежского композитора Эдварда Грига. Хотя в 2007 году не прошло незамеченным 100-летие со дня его смерти, 170-летие композитора-классика – не так уж «круглая» дата – уже отмечается мировой музыкальной общественностью. Но вот что любопытно: концерт «Посвящение Григу» 1 марта в Рахманиновском зале Московской консерватории составлен из новых сочинений молодых отечественных композиторов. «Посвящение Григу» для скрипки с оркестром сочинил в 1992 году Альфред Шнитке. В 1990-е годы пианист и композитор совсем другой творческой ориентации, Антон Батагов на одной из первых «Альтернатив» начинал свою концептуальную программу «Любимые композиторы композитора Кейджа» именно с фортепьянной пьесы Эдварда Грига, "Домашняя музыка" решила посвятить норвежскому классику две программы. Но в основном из музыки Грига в новых интерпретациях. В первой из них прозвучит и аутентичное исполнение народной норвежской музыки, и один из «Норвежских танцев» Грига, и фрагменты из «Пер Гюнта» в джазовых обработках не только знаменитых соотечественников композитора Яна Гарбарека, Бугге Вессельтофта и Ханне Хуккельберг, но и Дюка Эллингтона и Вячеслава Горского. А также – музыка Грига и на простом бандонеоне, и в переводе на язык новой музыкальной электроники.
(Почтовая марка СССР – Р.Житкова)

размер: 29951 байт23 февраля:
Фортепьяно – между джаз-клубом и филармонией
Несколько лет назад в нашем цикле «Евроджаз» мы обещали рассказать о единственном записанном концерте двух выдающихся австрийских пианистов: Фридриха Гульды и Джо Завинула, который был сделан радио WDR в Кёльнской филармонии в 1988 году и только в 2006-м выпущен на компакт-диске. Гульда и Завинул – соученики по Венской консерватории, но первый сделал филармоническую карьеру, исполняя преимущественно Моцарта и Бетховена, а второй в 1950-е годы эмигрировал в США и стал чуть ли не первым европейцем, принятым в афроамериканские джазовые круги .Однако Гульда параллельно увлекался джазовой импровизацией и композицией, а Завинул никогда не оставлял занятий академическим исполнительством, хотя продемонстрировал это публично именно в дуэтных концертах с Гульдой уже в 1980-е годы. Но поскольку даже самая полная запись все равно короче по длительности, чем формат "Домашней музыки", и не всё в ней одинаково интересно, со временем родилась идея: кратко проследить эволюцию фортепьяно «между джаз-клубом и филармонией» так, чтобы музыканты из академических кругов показали свой интерес к джазовой импровизации, а джазмены – наоборот – основательные знания академической композиции. И сразу в одну линию выстроились и сочинитель музыки для пианол, в прошлом джазовый трубач Конлон Нанкарроу, и композитор-эспериментатор Сальваторе Мартирано, и популярный постминимиалист Джон Адамс. А также наши: юбиляр прошлого года Родион Щедрин и, можно сказать, культовый на Западе автор фортепьянной музыки Николай Капустин, в 1960-е - пианист биг-бэнда Олега Лундстрема. А также джазовые музыканты, сочиняющие вполне академическую музыку: швейцарец Даниэль Гойон и афроамериканец Энтони Дэйвис. В результате получается, что дуэт Гульда-Завинул, который в "Домашней музыке" играет «Вариации для двух фортепьяно и биг-бэнда» Гульды, при всей своей уникальности тоже встраивался в линию «фортепьяно - между джаз-клубом и филармонией».

размер: 21345 байт16 февраля:
За 40 с лишним лет своей истории фирма ЕСМ, кажется, только дважды прибегла к технике ремикса. Долгое время это были только два сингла с диджейскими версиями музыки дебютного альбома трубача Нильса-Петера Мольвэра «Кхмер» (1998 год). Но, похоже, лавры Verve, DGG и других аудиокомпаний, оживлявших интерес к своим архивам благодаря переделкам модных ремиксеров, все же, привлекли и владельца ЕСМ Манфреда Айхера. И для своей серии Re:,то есть переизданий избранных записей своих «классиков» Айхер составил в 2011 году двойной альбом Re: ECM. Двое берлинцев – Макс Лодербауэр и аргентинец по происхождению Рикардо Вильялобос – подвергли ремиксам не только характерные для ЕСМ джазовые импровизации. Айхер явно согласовал с петербургским композитором Александром Кнайфелем и главным композитором лейбла ECM – Арво Пяртом ремиксы их духовных сочинений, которые мы уже слушали в год выхода альбома. К чести Вильялобоса, Лодербауэра и самого Айхера, которые вместе работали над альбом несколько лет, даже обработки джазовой музыки – это не столько диджейские ремиксы, «римейки», сколько переосмысление импровизационных оригиналов с применением новых открытий музыкальной электроники. По одному-два ремикса с «фирменных» альбомов Христиана Валлюмрёда, Пауля Гигера, Луи Склависа, Джона Эйберкромби и Пола Моушена, Бенни Мопина мы в этой "Домашней музыке" и послушаем.
 

размер: 35038 байт9 февраля:
Впервые в эфире – «Джазовая Месса» чешского (точнее, моравского) трубача и композитора Яромира Гнилички. В прошлом году большим концертом было отмечено 80-летие Гнилички, на котором исполнялась и очередная редакция «Джазовой мессы» в версии для симфонического и джазового оркестра, вокального ансамбля и солистов. Гниличка с 1950-х годов был членом джаз-оркестра и комбо под управлением Густава Брома (город Брно). На знаменитом Пражском джаз-фестивале в 1965 году оркестра Брома исполнил одну часть из будущей Джазовой мессы и вскоре привлек внимание западногерманской звукозаписывающей компании SABA, которая в 1969 году заказала и выпустила уже все сочинение в версии для джаз-оркестра и камерного хора. А еще до этого Гниличка прославился в том числе в нашей стране благодаря песне Dobrý den, majore Gagarine («Добрый день, майор Гагарин»), которую сочинил, инструментовал и сам спел буквально за два часа, прямо на репетиции на Чехословацком радио, как только стало известно о первом полете человека в космос. Гниличка также один из немногих музыкантов, использующих четвертитоновую трубу собственной конструкции – «гнилофон». Стоит напомнить, что по образцу «гнилофона» заказал себе в свое время один из самых подающих надежды джазовых авангардистов, композитор и трубач Дон Эллис.
В "Домашней музыке", кроме «Джазовой мессы» в версии 2000-го года, прозвучат также три композиции Гнилички для оркестра Густава Брома (солисты – автор и вокалистка Гелена Блегарова), исполнявшиеся на концертах в нашей стране. Этот выпуск "Домашней музыки" посвящается памяти друга и коллеги Моисея Рыбака, с которым мы познакомились на одном их этих концертов и которого не стало 1 января этого года.

размер: 17016 байт2 февраля:
Как и в прошлой программе, "Домашняя музыка" «наверстывает упущенное»: мы продолжаем знакомиться с лучшими дисками прошлого года, о которых нам напомнила профессиональная пресса, которая по традиции в первых номерах очередного года подводит итоги года предыдущего. В прошлом выпуске это было «открытие года» - квартет молодой французской саксофонистки Александры Грималь. В этом – наоборот – ветеран нового джаза, афроамериканский контрабасист и композитор Уильям Паркер. Нью-йоркца Паркера, впрочем, нет необходимости представлять нашим слушателям, в том числе
завсегдатаям московского культурного центра «Дом». Уильям Паркер неоднократно выступал в «Доме» с самыми разными своими проектами. Новый диск – это запись концерта его оркестра в Милане - William Parker Orchestra: Essence of Ellington («Сущность Эллингтона»). Как и большинство предыдущих проектов Паркера, альбом «Сущность Эллингтона» был принят критиками и знатоками восторженно: шкала оценок колеблется от «в любом случае, очень хорошо!» до «это - лучшие интерпретации музыки Эллингтона за всю историю джаза». Уильям Паркер собрал для этого проекта настоящую новоджазовую сборную американцев, живущих как в Америке, так и в Европе, и придал шести стандартам Эллингтона (соединенным в двух случаях с его собственной музыкой) новое измерение. Хотя сам Эллингтон первым в джазе обратился к крупным формам, у него это были многочастные сюиты из трехминутных мелодий, у Паркера они превращаются в масштабные новоджазовые композиции.

размер: 4989 байт26 января:
Январская и даже февральская специальная пресса по традиции подводит итоги предыдущего года. Нередко в списках всего «самого лучшего» за год можно встретить и мало кому известные имена, и нередко их творчество оказывается настоящим открытием. Так, в январский номер журнала WIRE в числе открытий называет альбом Andromeda молодой французской саксофонистки Александры Грималь (Alexandra Grimal). Альбом был записан ее новоджазовым квартетом при участии выдающегося афроамериканского барабанщика Тайшона Сори. «Андромеда» - это, по сути, программная сюита, в основе которой - ощущения автора музыки от созерцания звездного неба, каким мадмуазель Грималь увидела его в Новом свете, в исторической «Колонии МакДауэлла». Этот первый в Америке «дом творчества» основала в 1907 году вдова первого известного американского композитора Эдварда МакДауэлла согласно завещанию своего мужа примерно в тех же местах Новой Англии, где на полвека раньше была написана знаменитая книга американского мыслителя-трансценденталиста Г. Д. Торо «Уолден, или жизнь в лесу». В "Домашней музыке" успеет прозвучать также одна композиция, которую Александра Грималь записала в составе ансамбля классика джаза Ли Конитца.

размер: 12112 байт19 января:
Как и  в другом нашем  цикле -  аудионовинок  для Си-Ди гурманов, "Домашняя  музыка", которая выходит в день (точнее – в ночь) Крещения по юлианскому календарю, в "Домашней музыке" впервые в российском эфире – сочинение «Разговоры» для трубы, флейты и церковных колоколов (1992) нашего соотечественника, живущего в Германии, выдающегося джазового трубача Игоря Широкова. Программа дополнена также концертным трио Широкова с братьями Джованни и Сандро Гулино в культурном центре Кавет (г. Мюнстер, 1995).

размер: 11304 байт12 января:
Вторая программа о выдающемся афроамериканском трубаче-новаторе Доне Черри (1936-1995). Дон Черри относится к творческим личностям, которые, если так можно выразиться, восстанавливают единство мирового музыкального процесса (как у нас, например, Дмитрий Покровский – создатель знаменитого фольклорного ансамбля). Дона Черри помнят, в первую очередь, как участника основополагающего коллектива джазового авангарда – квартета Орнетта Коулмэна рубежа 1950-60-х годов – с одной стороны, а с другой – как первооткрывателя «новой мировой музыки» задолго до возникновения самого этого понятия. Это «проекты» «Вечный ритм», «Мульти-Культи», «Кодона» (фото – из комплекта этого трио фирмы ECM). Но в "Домашней музыке" «Дон Черри, которого вы не знаете» – как музыкальный руководитель одного из альбомов рок-барда Лу Рида, как участник электронных экспериментов Джона Эпплтона, как создатель «Нового оркестра вечного ритма». Того самого, что отважился записать единственное джазовое сочинение Кшиштофа Пендерецкого Actions (уже знакомое слушателям "Радио России "Культура"). В этой программе – еще одна такая же неожиданная творческая встреча, которая, впрочем, не могла не состояться.

размер: 14560 байт5 января:
В дни празднования Рождества по православному (юлианскому) календарю – песнопения из богослужения Эфиопской православной церкви, записанное французским композитором, музыковедом и звукорежиссером Жаном-Луи Флорантом (Jean-Louis Florentz) для Французского радио в 1989 году в Монастыре Райского сада (фото – лейбл Ocora). Это – так называемое «Эфиопское подворье» в Иерусалиме, где ведущий "Домашней музыки" побывал в позапрошлом году в качестве корреспондента «Радио России. Культура».

 


 
Программа о современной музыке
«Гараж. Арт-механика» каждую пятницу в 17.35
«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.