23.06 12:18

Максим Концевич получил Breakthrough Prize в области в математики
Французский ученый российского происхождения Максим Концевич стал лауреатом ежегодной Breakthrough Prize в области математики.

23.06 10:38

В МГУ интеллигенцию приобщают к суперкомпьютерам
Летняя суперкомпьютерная академия открывается в МГУ имени Ломоносова.

23.06 09:46

«Театральный олимп» открывается в Сочи
Более тысячи артистов станут участниками традиционного фестиваля «Театральный олимп», который стартует в Сочи.

23.06 09:44

Первый российский фильм вступает в конкурсную борьбу на ММКФ
Первый из двух российских фильмов, представленных от нашей страны в основном конкурсе 36-го Московского Международного кинофестиваля, покажут 23 июня на киносмотре.

23.06 09:42

Владимир Путин проведет заседание Совета по науке и образованию
Участники совещания будут обсуждать «вопросы инженерного образования, его квалификаций и подготовки технических специалистов»

19.12.13 15:17
Кристоф Вальц поставил оперу

В Антверпене прошла долгожданная премьера оперы Штрауса «Кавалер розы». Премьера стала режиссёрским дебютом в опере знаменитого австрийского актёра Кристофа Вальца. На спектакле побывал Игорь Гуськов

 

В последние годы многие европейские оперные театры выбирают какой-то сюжет или тему, которая становится сквозной для всего их сезона. Фламандский оперный театр, который работает на двух сценах в Антверпене и в Генте, не стал исключением и попытался объединить все свои спектакли этого сезона мотивами, подпадающими под заголовок «Роковое влечение».

Насколько сюжет «Кавалера розы» Штрауса вообще может соответствовать понятию «рокового влечения» - это большой вопрос. Но театр в данном случае привлекала прежде всего возможность залучить на постановку знаменитость. Когда у вас соглашается дебютировать в оперной режиссуре дважды лауреат Оскара, то нет времени для рассуждений. Вы берёте немецкого актёра Кристофа Вальца, прославившегося ролями у Квентина Тарантино, и находите вместе с ним название оперы, которое и ему близко, и которое хоть как-то вообще соотносится с темой любви.

А потом строите всю рекламную кампанию театра на этот сезон вокруг спектакля и звёздного имени, за ним стоящего.

Спектакль, который предстал перед зрителями в итоге, конечно, не провал. Во фламандском оперном театре не бывает провалов. Этот театр славится ровным уровнем своих спектаклей и приверженностью авангардной и современной режиссуре. Но мировая пресса, большей частью немецкоязычная, и местные любители ждали какого-то откровения. А стали свидетелями ровного и достаточно бесцветного, как и его декорации, спектакля.

Вальц не предложил ничего более того, что мы видим на многих оперных подмостках последние 20 лет. То есть некий усреднённый европейский оперный спектакль. Где декорации, окрашенные ровным серым цветом, уходят под потолок, но ничего не говорят ни о времени, где это могло бы происходить, ни о намерениях режиссёра, куда он собрался вести свой корабль. То есть с открытия занавеса в первом акте, мы понимаем, что мучить изысками и авангардом, осовремениванием оперы, вас никто не собирается. Досадно, что режиссёр не озаботился в своей постановке вне времени и поиском смыслов, заложенных Штраусом. От самых больших: смена исторических эпох и люди, которые хотят любить и быть любимыми в любое историческое время. До смыслов интимных, растворённых Штраусом в историях главных персонажей оперы. Маршальша, констатирующая, что молодость проходит, а вместе с ней уйдёт и её юный семнадцатилетний любовник Октавиан. Октавиан, ещё утром клявшийся в вечной любви госпоже своего сердца, уже после обеда отправляется с серебряной розой к юной Софи и влюбляется в неё с первого взгляда. Слова, обещания и сила наших чувств, как разобраться, провести границу между чувственным и рациональным?

Постановка Вальца к глубинам не стремится. А остаётся на территории комической оперы, полной несуразных ситуаций и переодеваний. Смех здесь присутствует, но нет места грусти и печали, которые буквально пронизывают эту оперу Штрауса. Отчасти дело спасает оркестр под управлением Дмитрия Юровского, которому удаётся в музыке прийти к тем подтекстам, которые в неё заложил Штраус. Но опять же есть небрежности, как, например, во втором акте, когда оркестр практически полностью перекрывает арии и дуэты не обладающих сильным голосом Кристианы Карг и Стеллы Дуфексис, играющих соответственно Софи и Октавиана.

Вообще кастинг в этой постановке оказался не на высоте, которую обычно являют работы фламандского оперного театра. Самым большим недоумением стал Альберт Песендорфер в роли барона Окса. Добродушный великан под два метра ростом прекрасен в комических ситуациях. Но в опере не только играют, но и поют. С этим у Песендорфа сложнее. Плохая дикция и уход в хрипы при подъёме в верхи.

На этом фоне глотком кислорода выглядит работа шведского сопрано Марии Бенгтсон, знакомой нам по её работе в Большом театре. Её Маршальша просто прекрасна!

Опера заканчивается дуэтом Октавиана и Софи, в котором звучат строки: «Это сон... это едва ли может быть правдой... но пусть он продолжается всегда».

Спектакль Кристофа Вальца из проекта стал правдой, но не стал сном, продолжения которого хотелось бы желать.


 


 
АФИША
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
Портал современного искусства
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.