На Чеховский фестиваль привезли «Тени» - спектакль о загадочной португальской душе. Национальный театр Сау Жуау из Порто впервые выступает в России. Режиссёр Рикарду Пайш называет «Тени» «путешествием к культурным корням его страны».
В Москву он не приехал. Так что выйти из «Тени» пришлось его актёрам и соавтору по спектаклю, композитору и музыканту Мариу Лажинья. Музыку для «Теней» он написал в традиционном стиле. При её исполнении привычными инструментами не обойтись. Нужна еще и особая, португальская гитара:
У этой гитары очень специфический звук, потому что в ней используются двойные струны. То есть, если у обычной гитары 6 струн, то здесь их – 12. Поэтому когда музыкант зажимает одну струну, звук получается непривычный. Разница этих двух струн – одна октава. Под неё, в основном, исполняют фаду. И очень немногие используют её как сольный инструмент. Один из таких самых известных музыкантов - Карлуш Паредеш – он символ для Португалии, и вывел гитару на новый уровень именно сольного исполнения.
Чтобы всё понять в спектакле, нужно хорошо разбираться в португальской культуре. И, прежде всего, в литературе. Ведь в основе – сразу три национальных произведения - естественно, о любви, изменах, убийствах, о простых людях и особо важных персонах. Печальные истории, которые пересказывать нет смысла, для самих португальцев – источник вдохновения – говорит актриса Эмилия Сильвештре:
«Тени» - это спектакль о португальской душе. Важно помнить и о его втором названии – «наша печаль - это наша радость». В противоречивых, на первый взгляд, словах – и заключена основная идея – португальцы народ грустный, меланхоличный. Это всё отражается в нашей музыке. Это есть и в спектакле. И все же мы народ, который не привык отчаиваться, унывать. В португальском языке есть слово, которое очень трудно перевести – это состояние, когда одновременно испытываешь и тоску, и надежду. Наверно, это и есть португальская душа.
Кстати, иногда португальская душа танцует. И четким выверенным па предпочитает импровизацию. Настроение может меняться от движения к движению – безумство, праздник, тоска. И, естественно, невозможно представить Португалию без фаду – говорит исполнительница национальных песен Ракел Тавареш:
Фаду – музыка, полная эмоций, она рождается где-то внутри тебя, прямо во время исполнения. Песни рассказывают о прошлом и настоящем португальского народа. У нас говорят - петь фаду – значит петь о жизни. В нашей жизни много грусти, так и в музыке фаду много меланхолии. Возможно поэтому, такое же впечатление складывается и о португальском народе. Но это не совсем так. Я выхожу на сцену в длинном черном платье. Считается, что это – цвет фаду. И в то же время – цвет печали. А чтобы всё не выглядело так мрачно, на костюме есть украшения.
Познать португальскую душу можно до 6 июля – «Тени» играют в театре имени Моссовета