На Чеховский фестиваль приехала «Спящая красавица» Мэтью Боурна. Самый успешный хореограф Туманного Альбиона предлагает свою версию знаменитой истории. Так он завершил трилогию по балетным шедеврам Чайковского.
До этого были - «Щелкунчик» и провокационное «Лебединое озеро». Сказку, придуманную Боурном, – увидела и оценила Анна Нечаева.
Слава Мэтью Боурна давно вырвалась за пределы узкого круга балетоманов. Он, не хуже волшебника, берет и объединяет - эстетов и тех, кто в театре редкий гость. Мало кто рискнет так виртуозно пересказать, а, если надо, и слегка подправить балетный сюжет. Его «Дориан Грей» перебрался в мир гламура и рекламы. «Золушка» теряла туфельку под бомбежками Лондона. А «Спящей красавице» - как известно – предстоит путешествие длиною в век. Но здесь действие начинается в 1890ом году. Тогда в Петербурге состоялась премьера балета. Затем герои попадают в эпоху короля Эдварда, в 1911ый год. И просыпается Аврора уже в наши дни. К такой «красавице» у Боурна, кажется, особые чувства:
Если говорить о том, с кем я себя ассоциирую, то, скорее всего, с Авророй. Это не значит, что я хочет бы быть молодой женщиной, отнюдь. Но, тем не менее, что мне близко в ней - это её мятежный дух, который в ней присутствует. Она хочет найти что-то отличное от того, что ее окружает. И это меня с ней роднит.
Мэтью Боурн верен себе. И этот балет он создает - из музыкальных ассоциаций и всевозможных кино-аллюзий. В «Спящей», как и в «Золушке», Боурн убеждает – не стремитесь выйти замуж за принца. Главное, чтобы человек был хороший. Так что, проснувшись, красавица найдет свое счастье – с садовником Лео. Он же – ее первая любовь. И один из придуманных Боурном персонажей:
Это такая детская любовь Авроры, человек, с которым у нее были отношения до того, как она заснула, и которому предстоит найти способ остаться живым в тот момент, когда она проснётся через сто лет. И второй персонаж – Карадок, сын феи Карабос. Я ввел его для того, чтобы поддержать некоторый драматизм, и поддержать линию борьбы добра со злом. Потому что в классической версии балета, как мы знаем, фея Карабос не появляется после пролога, а здесь эту линию я держу до конца.
Короля Фей хореограф наделил вампирскими навыками. Роль маленькой Авроры доверил очаровательному пупсу. За его движения и перемещения отвечают кукловоды. Ради красивой сказки – все средства хороши. Ведь, как признается сам Боурн, добрых фей, может, и не бывает. А вот в сказки он верит. И всем советует.