Дмитрий Брусникин
20.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий БРУСНИКИН

Дмитрий Ситковецкий (violin-fund.ru)
19.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий СИТКОВЕЦКИЙ

Хотиненко Владимир Иванович (фото - www.trud.ru)
18.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Владимир ХОТИНЕНКО

Сокольники (фото archpolis.org)
17.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Сергей ГЕОРГИЕВСКИЙ

Елена Камбурова
16.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Елена КАМБУРОВА

08.05.13 12:17
CD-Гурман 13 - 17 мая 2013


В отличие от рок-культуры, джаз непосредственно не связан со словом. Но в нашей все еще, кажется, литературоцентристской стране слово в джазе играет большую роль, чем где-либо еще. Начиная с 1921 года, когда не столько музыкант, сколько литератор – поэт и переводчик (и хореограф) - Валентин Парнах по возвращении даже не с самой родины джаза, а из Парижа, представил нашей общественности то, что тогда во всем мире тогда считалось джазом. Практически одновременно, в середине 1950-х годов у нас вновь оживает джазовая жизнь, и в то же время на самой родине джаза к нему начинает, наконец, проявлять интерес творческая среда, в частности литераторы-битники. Этот всеобщий интерес, предшествовавший молодежной музыке Элвиса Пресли и «Битлз», и российский (чтобы не сказать – советский) литературоцентризм нашли друг друга: не случайно же, признанным поэтом, мастером жанра верлибра, является мэтр нашего джаза Герман Лукьянов. Менее известны, но не менее интересны как литераторы, дебютировавший в те же 1950-е годы трубач Андрей Товмосян и его ровесник из Красноярска пианист Яков Айзенберг. Традиция продолжается и позднее – джазовыми операми Юрия Маркина и «Джаз-текстами» Одиссея Богусевича с мелодекламациями Алексея Полетаева в наши дни – сценическими опытами Алексея Круглова.
Поэтому в этой нашей подборке для Си-Ди гурманов звучит «прямая речь» самих музыкантов. Та же отечественная традиция развивается самым неожиданным образом: это может быть и навеянный литературой альбом «Воздух времени» мультинструменталистки и композитора Анны Королевой, и программные сочинения пианистки/вокалистки Натальи Блиновой («Ансамбль Прёт») и этническая мифология покойного Юрия Тихомирова (Ярославль).

размер: 30334 байт«Ансамбль Прёт»
Наталья Блинова
– автор музыки, фортепьяно, вокал
Почти три года мы сотрудничали с Алексеем Кругловым. С ним мы впервые сыграли мою музыку, на экзаменах в РАМ им. Гнесиных. Композиция "Солнце времени" впервые прозвучала тогда именно на экзамене, в 2004 году.
На настоящем альбоме мы доводили до нового состояния
написанные ранее композиции. Цель была - показать, какие мы сейчас, на момент записи, не пытаться ещё и ещё разнообразить гармонию, спеть ещё лучше. Мы играли наше Настоящее, и поэтому так же назван и наш альбом.

 

размер: 32063 байтПетр Талалай, ударные инструменты
Основная идея «Настоящего», как, впрочем, и всего творчества «Ансамбля Прёт», - это, конечно, спасение джаза. Ни для кого не секрет, что уже с появлением Чарли Паркера джаз стал намеренно более сложным, чем это может воспринять простой слушатель. Создатели современного джаза Паркер и Гиллеспи демонстрировали свою виртуозность – среди прочего - для того, чтобы оттеснить конкурентов на джем-сеш. Они импровизировали уже не просто на "исходную мелодию" в усовершенствованном виде. К тому же на усложнённую гармонию и, во-вторых, в более быстрых темпах, чем те, на которые способно было большинство их современников. Таким образом, собственно, и возник стиль be-bop, давший мощный толчок развитию всего современного джаза; но, с другой стороны, с тех пор и до наших дней множество музыкантов старается сделать свою музыку, в том числе и намеренно, более сложной, чем это нужно для выражения их концепций.

размер: 38374 байтИгорь Гаврилов (руководитель Ярославского джазового центра и бессменный организатор старейшего в России фестиваля «Джаз над Волгой», который проводится с 1981 года)
В 1990 году мы пригласили немецких музыкантов - тенориста Вернера Кифера и басиста Хайко Ойлина в Ярославль для совместных репетиций и нескольких концертов с ансамблем гитариста Юрия Тихомирова. Уже в марте 1991 года коллектив под названием "Интерквинтет" выступил на нашем фестивале. В июле-августе 1991 года состоялся тур "Интерквинтета" по Германии, в конце которого на студии Voice под Касселем за два дня была произведена запись альбома «Неро». Но при переезде из одного городка в другой магнитофонная запись пропала и была найдена… лишь через 15 лет. Мы выпустили диск в Ярославле при поддержке компании SONY-BMG. Первый небольшой тираж вышел в конце мая 2009 года. Но через месяц с небольшим умер Юрий Тихомиров, а еще через год не стало и пианистки Натальи Баюровой.
Название альбому дала наша местная легенда о том, то название озера "Неро" близ Ростова Великого - это итальянское слово "черный, темный"

размер: 44408 байтPriot Ensemble
Present Continuous

собственное издание

 

 

 

 

 

 

 

размер: 42616 байтInterQuintet
Nero

Ярославский джазовый центр


 

 

 

 

 

 


Три аудионовинки этой недели если не непосредственно относятся к духовной музыке, то, по крайней мере, созданы в соответствующих классическим ее образцам формах и жанрах. Причем известность все три наших автора получили благодаря совершенно другим музыкальным направлениям – от поп-музыки (Пеетер Вяхи) и нового джаза (Вячеслав Гайворонский) до экспериментально-импровизационного авангарда (Джон Зорн).
Эстонский композитор, которого на рубеже 1970-х-1980-х годов во всем Советском союзе знали как руководителя и клавишника вокально-инструментального ансамбля «Витамин» (солисткой его была до сих пор популярная в России певица Анне Вески) на самом деле окончил класс композиции у Эйно Тамберга и параллельно всерьез начал заниматься музыкальной этнографией С 1990-х годов Вяхи проводит два фестиваля - «Ориент» и «Игра в бисер» (Glasperlenspiel), является вице-президентом Эстонского общества изучения буддизма, а также- художественным руководителем государственной аудиокомпании ERP. В 2011 в Риге состоялась премьера его грандиозного сочинения «Мария Магдалина. Оратория на основе коптского кодекса». Оно написано на оригинальные (коптские и греческие) тексты так наз. «Евангелия от Марии (Магдалины)», открытого в середине 20 века. Этот апокрифический (гностический) текст на премьере исполняли Государственный хор «Латвия», хор мальчиков рижского Домского собора, Симфонический оркестр и солисты – хорошо известные в России вокалисты - узбекская певица Севара Назархан и эстонский певец Тынис Мяги (в записи на диске фирмы ERP - бас Прийт Волмер) и чтец - актер и музыкант Пеетер Волконски, выросший в Эстонии сын знаменитого композитора, клавесиниста, в 1960-е годы – основателя первого московского ансамбля старинной музыки «Мадригал» Андрея Волконского.
В Москве возник новый звукозаписывающий лейбл FANCYMUSIC, выпускающий и распространяющий как виртуальные аудиозаписи, так и музыку на компакт-дисках в сотрудничестве с лейблом ArtBeat и творческим объединением «Платформа», один из кураторов которой композитор Александр Маноцков –ученик выдающегося петербургского трубача-джазмена и композитора (в начале мая Маноцков познакомил со своим сочинением в сходном жанре «Страстями по Никодиму»).
Один из первых релизов FANCYMUSIC – как раз вполне академические сочинения Гайворонского для камерного оркестра в исполнении Московского Ансамбля современной музыки (МАСМ), которые автор и МАСМ 12-14 января с.г. представили на «Платформе», а лейбл FANCYMUSIC выпустил как «Рождественский концерт», явно с аллюзией на несколько более ранних «Рождественских концертов» новоджазового трио «Гайворонский-Кондаков-Волков». Есть среди записанных сочинений Гайворонского и Agnus Dei (как часть Мессы и уже известная как дань памяти Сергея Курехина) и “Величит душа моя» (фа-диез минор).
Наконец, третья аудиновинка, быть может, самая неожиданная – принадлежит лидеру нью-йоркской авангардной богемы, знаменитому новоджазовому саксофонисту и композитору Джону Зорну, который, однако, в последнее время обратился к своему первому инструменту – церковному органу – и с 2011 года регулярно дает концерты органной музыки в Новом и Старом свете. Один из таких полуимпровизационных концертов, основанных на формах западнохристианской мессы, был записан в старейшем церковном строении Манхэттена - Соборе Св. Павла при нью-йоркском Колумбийском университете 9 декабря 2011 года.

размер: 49883 байтPeeter Vähi
Maria Magdalena
Oratorio Based on Coptic Codex
ERP


 

 

 

 

 

 

размер: 61952 байтVyacheslav Guyvoronsky
Christmas Concert
FANCYMUSIC


 

 

 

 

 

 

размер: 23766 байтJohn Zorn
The Hermetic Organ
Tzadik

 


 
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
«Метафизика звука» Каждое первое воскресенье месяца в 20.05
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.