Дмитрий Брусникин
20.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий БРУСНИКИН

Дмитрий Ситковецкий (violin-fund.ru)
19.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий СИТКОВЕЦКИЙ

Хотиненко Владимир Иванович (фото - www.trud.ru)
18.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Владимир ХОТИНЕНКО

Сокольники (фото archpolis.org)
17.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Сергей ГЕОРГИЕВСКИЙ

Елена Камбурова
16.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Елена КАМБУРОВА

03.04.13 18:43
CD-Гурман 8 - 12 апреля 2013

Новая музыка – новые имена
Примерно с середины 1950-х годов в академической музыке произошло одно необратимое изменение – у весьма разных, иногда даже эстетически разнонаправленных течений, стилей, методов композиции (в том числе и как части общехудожественных процессов) появилось одно общее: это подразумевалось в методах сочинения (алеаторика), и формах –так называемые «открытые», и в соответствующих способах нотации – музыкальная графика, и в «свободной» джазовой импровизации, и в особом сценическом начале исполнительства («инструментальный театр», превращавший музыкантов почти в актеров), не говоря уже о перфомансах и хэппенингах) исполнитель по воле композитора фактически превращался в его соавтора. А автор музыки все чаще становится интерпретатором не только, а иногда и не столько собственных сочинений, часто со своим единственным и неповторимым коллективом. В минимализме это вообще стало правилом, начиная с Камерного ансамбля Филиппа Гласса-Стива Райха, у нас в 1970-80-е - группы Владимира Мартынова – Татьяны Гринденко, в 1990-е – прославленного Ансамбля 4:33 Алексея Айги, в 21 веке - проекты Петра Айду). Иногда композиторы даже объединяются в исполнительские коллективы (AMM, Kawalerowie Blotni, у нас на фестивале Альтернатива конца 1990-х годов - Ad Hoc Group).
И новые имена в этой области музыки продолжают появляться, хотя стопроцентно новое – только одно, продолжательницы знаменитой американки Франсез-Мари Уитти 25-летней виолончелистки Мэрил Робертс, дебютировавшей в прошлом году диском с сочинениями таких же молодых авторов, как и она сама.
Двое других музыкантов, впрочем, уже не дебютанты, и даже имеют вполне определенное отношение к тем, кого мы уже знаем – это немецкий композитор, пианист, ученый-исследователь в новой областях науки – психолингвистики и музыкальных технологий – Флориан Виттенбург, работавший, в том числе, и с нашей исполнительницей на терменвоксе (и композитором) Лидией Кавиной. В числе интерпретаторов его музыки на новом диске – нидерландский композитор, пианист и художник Нико Хейбрехтс (Nico Huijbregts), которого мы недавно слушали в нашей "Домашней музыке" как автора музыки в духе «танго высокого стиля». И, наконец, в первом диске квартета The Farthest South, собранного израильским бас-гитаристом Яиром Йона играет хорошо известный слушателям "Радио России "Культура" ветеран свободной импровизации, единственный джазмен в составе квартета, саксофонист Альберт Бегер.

 

размер: 54762 байтFarthest South
Omens & Talismans
Farthest South

(дизайн обложки – Yuvia Kudashevich)

 

 

 

 

 

 

 

размер: 114489 байтMariel Roberts
Nonextraneous Sounds
Innova Recordings

(обложка - Innova)



 

 

 

 

 



Норвежская новая импровизационная музыка давно уже заняла свое место, в первую очередь, в тех местах – шире – тех областях музыкальной культуры, в которых интересуются авангардным «свободным джазом». Достаточно сказать, 20 апреля московский культурный центр «Дом» впервые принимает квинтет Atomic - причем двое из его участников за концертный сезон 2012-2013 года приезжают второй раз. Это почти легендарная ритм-секция трио The Thing, которое уже было у нас в октябре прошлого года - Ингебрихт Хокер-Флатен (бас), Пол Нильссен-Лав (ударные). «Атомик», однако, не тот кристально-нордический саунд Яна Гарбарека и его последователей из фирмы ЕСМ, и не холодная «черная электроника» гитары Эйвинда Орсета, а, можно сказать, классический фри-джаз, первый джаз-авангард конца 1950-х годов. При этом новый альбом Here Is a Hole in the Mountain выйдет буквально накануне отъезда артистов в турне. Однако артисты нашли возможность предоставить для программы аудионовинок "Радио России "Культура" два трэка с этого альбома.
С пианистом Ховардом Вийком, а также трубачом Магнусом Бру и саксофонистом Фредериком Юнгквистом Нильссеном-Лав и Хокер-Флатен на акустическом контрабасе – заметьте – а не на электрической бас-гитаре – не упомянутый ЕСМовский импрессионизм и не агрессивный напор раннего европейского фри-джаза, как у The Thing. Один из предыдущих альбомов Атомик вообще назывался по пьесе Орнетта Коулмэна Feet music.
Контрабасист Ингебрихт Хокер-Флате, похоже, переселился на родину Коулмэна – в штат Техас и свободного джаза вообще – в Чикаго. И собрал там афроамериканский квартет, записав с ним альбом «Now is». Причем в квартете музыканты трех поколений: старшее из родоначальников свободного джаза – это Джо МакФи, сейчас МакФи играет только на саксофоне, но в прошлом он был еще и трубачом, роль трубача на Now Is выполняет совсем молодой музыкант Нейт Вули, а сам Хокер-Флатен с гитаристом Джо Моррисом представляет среднее поколение. Причем Джо Моррис – напомню – еще и коллега Хокер-Флатена – тоже контрабасист. Забавно: когда Моррис приезжал к нам, он мне сказал, что у него даже два разных концертных агента: один устраивает его дела как контрабасиста, другой – как гитариста. С этими людьми Хокер-Флатен выступает теперь много – и в дуэте только с МакФи, в секстете, и записывается, между прочим, на лучшем в Европе новоджазовом лейбле Clean Feed, который географически находится в Португалии. И это тоже напористый, но не агрессивный фри-джаз – краткие композиции/импровизации составляют меньше 40 минут, но художественной информации больше, чем иной раз может поместиться на двойном Си-Ди альбоме.
В предыдущем издании диска Atomic’a принимал участие еще один, можно сказать, шестой член квинтета – Лассе Мархауг. Формально Мархауг – только автор оформления альбома, но он не только художник-график, фотограф и дизайнер, но и блестящий музыкант-электронщик, в частности, с популярной группой «Яз-» или «Джазкаммер», ансамблями шумовой музыки и даже экстремального металла. Но иногда принимает участие в концертах квинтет Атомик. Но нечасто! Чаще Мархауга зовут джазмены, особенно когда хотят выйти за пределы собственно джаза, и даже академические музыканты.
В частности, неизменный интерес вызывают совместные импровизации и композиции Мархауга и самой известной норвежской альтернативной авангардистки певицы и композиторы Майя С. К. Ратхе. Вместе они выпустили уже четыре альбома под общим названием Музыка для — для подделок, для любви, для шоппинга и, наконец, Music for Gardening - «Музыка для садоводства». Ее оценит человек джаза, если преодолеет внутреннее сопротивление к тому, что красивый женский голос может при помощи разных устройств превращаться не только в звуки природы, а «бездушная» электроника - воспроизводить старинные детские игрушки. Хотя… «Музыка для садоводства» вполне может выполнить свое предназначение – те, кто любит повозиться в саду, есть не только среди любителей джаза.

размер: 102377 байтAtomic
Here Comes Everybody
Jazzland Records

(фото - www.dom.com.ru)

 

 

 

 

 

 

 

размер: 30451 байтIngebrigt Håker Flaten New York Quartet
Now Is

(фото - Clean Feed)

 

 

 

 

 

 

 

размер: 39622 байтMaja S.K. Ratkje / Lasse Marhaug
Music for Gardening

(фото - Pica Disk)

 


 
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
«Метафизика звука» Каждое первое воскресенье месяца в 20.05
«Экранная копия» Программа о кино и вокруг кино Каждую среду в 18:35
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.