Дмитрий Ухов

фото  

«CD-Гурман» Дмитрия Ухова
Мини-программа о музыке в записи, новой и старой - всей, кроме популярной музыки и классики.

Ассоциация

фото  

«Exotica»
Ассоциация Exotica, возглавляемая известным теле- и музыкальным продюсером Андреем Борисовым, по сути является первым отечественным мультимедийным проектом, охватившим все возможные сферы современной музыкальной культуры.

Кадр из клипа на песню Битлз Здесь восходит Солнце› (Here Comes the Sun). Изображение с сайта youtube.com

фото  

«Let it be»
Ведущий и гости программы «Let It Be» - «Пусть сбудется» - стараются препарировать всем хорошо известные факты и даты, связанные с The Beatles так, чтобы они звучали по новому; подавать до боли знакомые мелодии так, чтобы можно было обратить внимание на некоторые нюансы и чтобы музыка зазвучала под другим углом.

Книги (mikolka.info)

фото  

«Азбука чтения»
Говорят, что сейчас книжный голод, что книг нет, что книг мало - это неправда. Есть лень, есть нежелание интересоваться современной литературой. Появляются интересные, знаковые книги - их мы и будем вылавливать из книжного потока, они и станут темой наших разговоров.

Историческая литература. Иллюстрация с сайта www.forU.ru

фото  

«Академия детских наук»
Вопросы образования актуальны для каждого... «Радио России. Культура» ищет ответы на такие вопросы. Результаты поиска – в программе «Академия детских наук».

21.02.13 13:24
CD-Гурман 25 февраля - 1 марта 2013

Хотя давно прошли те времена, когда «джазовые (точнее эстрадные) обработки» классики подвергались неизменной критике со стороны академических музыкальных кругов. Действительно, знаменитые фортепьянные концерты, сокращенные до трехминутного формата граммофонной пластинки, или медленная серенада на ¾ в молодцеватом метроритме на 4/4 и с подпевками, несмотря на неизменную популярность, особого уважения не вызывали. До тех пор, пока к началу 1960-х годов появились сюиты Дюка Эллингтона-Билли Стрейхорна на темы «Пер Гюнта» Грига и «Щелкунчика» Чайковского, вокальный октет «Свингл Сингерз» и пианист Жак Лусье с музыкой И.С. Баха. То есть, когда стало ясно, что джазовая интерпретация – это не переложение дограммофонной эпохи 19-го века, когда в быту преобладало домашнее музицирование, и большую часть нотных изданий составляли облегченные адаптации (тогда еще – совсем не обязательно) классики для нескольких исполнителей на одном или двух фортепьяно. Джазовые интерпретации (которые сейчас охватывают и музыку ХХ века – от Антона Веберна, Оливье Мессиана и Альфреда Шнитке) лучше сравнивать с переводом на другой язык – композиции в сочетании с импровизацией. Неслучайно уже на заре постмодернизма в первую эпоху арт-рока, в отличие от джаза, не основывающегося на импровизации, проблема «можно или нельзя» отпала сама собой. На этой неделе три аудиновинки с классикой «в обработках».
«Новый взгляд на барокко» шведской певицы-сопрано жанетте Кён с Хором Шведского радио - наподобие хрестоматийного «Оффициума» - с практически не измененным оригиналами в данном случае - 18-го века (от Баха до Перселла) плюс инструментальный аккомпанемент со слегка джазированной арктимкуляцией и фразировкой.

Нью-йоркское трио Little Worlds, самостоятельно издающее уже второй альбом (Book Two) с относительно развитыми вариациями фортепьянных этюдов Белы Бартока из его педагогического» цикла «Микрокосмос» (название проекта Little Worlds – прямая отсылка к БартокуЮ, так что переводить лучше «Мир детей, или малышей», чем «Маленькие миры»). Рассматривая краткие, всего по несколько тактов, этюды венгерского классика как своего рода темы, Little Worlds «озвучивают» его ноты в духе «негромкого» Даунтауна типа аван-лаунжа Джона Зорна.
Наконец, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения и 130 со дня смерти Рихарда Вагнера. И немецкий лейбл АСТ успел выпустить уже два альбома с его музыкой, к которой джаз до этого обращался очень редко. В этой подборке – диск “Кто боится Рихарда В.?», известные эпизоды из опер Вагнера, темы из сонаты «По прочтении Данте» Ференца Листа и две композиции самого вдохновителя проекта – знаменитого немецкого барабанщика нового поколения Эрика Шефера из хорошо известного у нас фортепьянного трио.

размер: 32851 байтLittle Worlds
Book Two

 

 

 

 

 

размер: 33721 байтEric Schaefer
Who is Afraid of Richard W.?
ACT


 

 

 

 


На этой неделе - три аудиновинки, которых ждали от самых известных джазменов давно и с нетерпением. И, тем не менее, все три превзошли все ожидания. Ветеран джаза Уэйн Шортер играл у Майлза Дэйвиса во «Втором великом квартете» 1960-х годов, потом основал вместе с Джо Завинулом классический ансамбль джаз-рокового фьюжна Weather Report, активно выступал на рубеже нового века, однако ничего нового не выпускал на дисках целых 8 лет. Но в год своего 80-летия Шортер буквально поразил новым альбомом Without a Net. Несмотря на, казалось бы, распространенное название (в значении «Без страховки» его использовала в 1990-м году рок-группа the Greatful Dead), у Шортера это еще и аллюзия к знаменитому высказыванию поэта Роберта Фроста: «Я предпочту играть в теннис без сетки, чем писать стихи без рифмы». На диске появляется и новая версия композиции Шортера Orbits, которую играл еще квинтет Дэйвиса, и первая запись вполне академической композиции «Пегас», сочиненной для модного афроамериканского духового квинтета Imani Winds, с которым Шортер тесно сотрудничает вот уже несколько лет.

Когда на недавнем фестивале «Польские звезды мирового джаза» братья Маевские вышли на сцену с двумя музыкантами, до этого много лет составляли ритм-секцию квартета Томаша Станько, знатоки отнюдь не были удивлены. Молодежное трио SAT уже несколько лет как выступало отдельно от своего мэтра.  Удивительно другое: польский джазмен, ранее в общем не декларировавший своей принадлежности к национальной культуре, только собрав фактически свой первый американский коллектив, посвящает свой новый двойной альбом памяти выдающейся польской поэтессы Виславы Шимборской, лауреата Нобелевской премии 1996 года. Конечно, сыграло свою роль и то обстоятельство, что в самом начале прошлого года, когда нью-йоркский квартет Станько складывался, 88-летняя Шимборская была жива, а записывался в начале июня, уже после ее смерти. И то, что имя Шимборской было известно далеко за пределами Польши (в том числе и у нас) задолго до того, в 1996 году поэтесса удостоилась Нобелевской премии по литературе. Тем более, что сам Станько неоднократно говорил о сходстве музыкального и поэтического творчества. Двойной альбом «Вислава», записанный в Нью-Йорке с молодым кубинским пианистом Давилом Вирельесом, контрабасистом Томасом Морганом и ветераном афроамериканского фри-джаза Джеральдом Кливером, начинается и заканчивается двумя версиями одной и той же заглавной композиции.

Шведское трио импровизационной музыки Fire! с саксофонистом Матсом гшустаффсоном три года подряд планомерно выпускало один диск с участием одного знаменитого импровизатора-авангардиста (вокалистки Мариам Валлентин гитаристов Джима о’Рурке и Орена Амбарчи). Но в январе прошлого года трио Fire! выступило в стокгольмском центре «Фюлькинген». Если так можно выразиться, в учетверенном составе: в концерте приняло участие всего 28 музыкантов - еще три гитариста, четыре баса, четыре ударника, медные и деревянные духовые инструменты и, наконец, вокальная группа, которая –вопреки ожиданиям – мелодекламирует вполне осмысленный текст – Арнольда де Бура, вокалиста и гитариста культовой группы нидерландского панк-джаза. Текст де Бура – о сущности импровизации в музыке почти буквально «озвучивается не только вокалистами, но и всей «сборной командой».


размер: 25435 байтWayne Shorter Quartet
Without a Net
Blue Note


 

 

 

 

размер: 27876 байтTomasz Stanko New York Quartet
Wislawa
ECM Records

 

 

 


 

размер: 24841 байтFire! Orchestra
Exit!
Rune Grammofon

 


 
«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
Программа о современной музыке
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.