Дмитрий Брусникин
20.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий БРУСНИКИН

Дмитрий Ситковецкий (violin-fund.ru)
19.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий СИТКОВЕЦКИЙ

Хотиненко Владимир Иванович (фото - www.trud.ru)
18.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Владимир ХОТИНЕНКО

Сокольники (фото archpolis.org)
17.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Сергей ГЕОРГИЕВСКИЙ

Елена Камбурова
16.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Елена КАМБУРОВА

17.05.12 17:05
"Домашняя музыка". Архив 2012

размер: 13146 байт29 декабря:
Этим выпуском "Домашней музыки" "Радио России. Культура" открывает мини-цикл, посвященный одному из самых значительных музыкантов Индии – смело можно сказать – гражданину мира Рави Шанкару. В его практически универсальном творческом наследии особое место занимает и наша страна. В автобиографии «Моя музыка – моя жизнь» он пишет о том, что Праздничный концерт в Москве в 1954-м году (см. фото из книги «Музыка народов Азии и Африки», вып. 4, Москва 1984) стал его первой зарубежной поездкой. Сочинение Рави Шанкара для ситара, Оркестра русских народных инструментов, хора и камерного ансамбля Московской филармонии завершало торжественной закрытие такого же праздника культуры Индии 7 июля 1988 года. Финал его прозвучит в нашей предновогодней программе, как и другие его записи с музыкантами всего мира: скрипачом Иегуди Менухиным, японским Хозаном Ямамото, американским композитором Филипом Глассом. А также редкая запись (1930-е годы) в составе труппы своего старшего брата Удая Шанкара (который так поразил русскую балерину Анну Павлову еще в 1920-е годы). И дуэт с джазовым флейтистом Бадом Шэнком – импровизация на собственные темы из музыки к одному из лучших фильмов мирового кино «Патер Панчали» Сатьяджита Рая (1954).

 22 декабря:
Продолжают уходить из жизни великие музыканты ХХ века (11 декабря не стало классика индийской музыки Рави Шанкара, которому "Домашняя музыка" обязательно посвятит, как минимум, две программы – с классической и современной музыкой), другие – испытывают давление прожитых лет. В частности, выдающийся аргентинский джазмен-саксофонист и композитор Гато Барбиери был вынужден отложить два концерта в Нью-Йорке, посвященные своему 80-летию (он родился 28 ноября, но не 1934 года, как ошибочно указывается на многих интернет-ресурсах, а в 1932 году). Давайте вместе пожелаем маэстро здоровья и послушаем ту музыку, которую нечасто вспоминают при упоминании имени Гато Барбиери, автора саундтрэка «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. А именно – самые ранние фри-джазовые ансамбли Дона Черри и самые поздние, в том числе, нью-йоркскую встречу 2010 года с музыкантами джазового мэйнстрима, на которой Гато Барбиери впервые исполнял и записал джазовую классику.

размер: 13040 байт15 декабря:
В этой нашей программе мы собирались отметить 80-летие самого известного аргентинского джазмена, саксофониста и кинокомпозитора Гато Барбиери. Но 5 декабря пришло известие о том, что за день до своего 92-го (!) дня рождения по дороге к врачу умер, в сущности, последний из джазовых могикан пианист, композитор и руководитель знаменитого квартета, исполнившего одну из самых популярных мелодий современного «концертного» джаза Take Five (ее автором был саксофонист квартета Пол Дезмонд), в 1960-м году опубликованную и на долгоиграющей пластинке Time Out, и на сингле – как поп-музыка. Лауреат многочисленных государственных и международных премий, доктор теологии Дейв Брубек был большим другом нашей страны. Он первым из джазменов своего статуса дал разрешение на выпуск двух пластинок, записанных на гастролях в Советском Союзе в 1987 году. Тогда он приезжал не только с одним из трех сыновей-музыкантов в составе своего квартета, но и с супругой – литератором, автором либретто сценических произведений своего мужа и братом Говардом, известнейшим голливудским кинокомпозитором, чью музыку Дэйв Брубек записывал вместе с Леонардом Бернстайном.
На рубеже 1970-1980-х годов Дейв Брубек принял христианство; в числе его духовных произведений – To Hope: a Celebration. Буквально: «К надежде: церковная служба», первоначально просто «месса» на канонические английские переводы римско-католического обряда с добавлением четырех частей, в том числе на текст «Отче наш». В 1998 году Российский Национальный оркестр, Государственная Академическая хоровая капелла им. Юрлова, солисты (сопрано, тенор и баритон) и квартет самого маэстро исполняли ее в Большом зале Московской консерватории. В программе "Домашняя музыка" прозвучат все 15 частей мессы «К Надежде» в первой записи 1996 года, разумеется, при участии самого маэстро Брубека (6.XII.1920 – 5.XII.2012).

размер: 9763 байт8 декабря:
18 октября этого года не стало выдающегося новоджазового пианиста Боры Бергмана. Родители пианиста эмигрировали в США из России, и он очень хотел побывать на своей, можно сказать, исторической родине. О чем сообщил сразу при первой же встрече с ведущим "Домашней музыки" Дмитрием Уховым в 1990-м году в Америке. Но только в 2004 году удалось пригласить его в первый и последний раз выступить в России. Тогда уже начало свое вещание наше «Радио Культура», и ради интервью пианист (которому тогда было уже 78 лет) специально задержался в Москве на один день. Мы повторяем это интервью, а также слушаем не только запись концерта в Московском центре «Дом» на фестивале «Клезмерфест», но и музыку, которая была опубликована в том числе и после 2004-го года.

размер: 15511 байт1 декабря:
С 25 сентября по 18 ноября с.г. В ГМИИ им. Пушинка проводилась выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой» в честь 125-летия со дня рождения швейцарско-французского архитектора, художника, теоретика и практика мультимедиа. Благодаря кураторам выставки, профессору Нью-Йоркского университета Жан-Луи Коэну и Паскалю Мори, мы смогли увидеть во всей полноте и во всех видоизменениях в т.ч. проект его единственного здания, возведенного в Советском Союзе (сейчас это Росстат, ул. Мясницкая, 39), а также с другими сторонами его творчества: от живописи до дизайнерской мебели. Автор "Домашней музыки" имел честь участвовать в XLIII Випперовских чтениях, приуроченных к этой выставке. Российские организаторы учли, что Ле Корбюзье внес известный вклад и в музыку: руководил проектом павильона фирмы «Филипс» на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году (см. фото), предусмотрел мультимедиа пространство, определил в нем роль музыки, сам пригласил озвучить его французского композитора-экспериментатора Эдгара Вареза (давно уже жившего в США). Определил длительность сочинения (которому дал название, как и всему проекту) «Электронная поэма» и даже снял к ней собственный видеоряд. А также поручил значительную часть работы своему ассистенту Яннису Ксенакису, уже учившемуся музыке у классика ХХ века Оливье Мессиана и впоследствии ставшему таким же классиком экспериментальной, в том числе компьютерной музыки.
Естественно, в "Домашней музыке" прозвучит то сочинение Ксенакиса, которое встречало посетителей павильона «Филипс», и «Электронная поэма» Вареза и сочинения другого авангардиста ХХ века – Джона Кейджа. Те, что, можно сказать, создавались параллельно новаторским принципам Ле Корбюзье. Их в заключении «Випперовских чтений» сыграл Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. Завершит нашу программу построенная на эффекте эхо в интерьере композиция I Am Sitting in a Room Элвина Лусьера и первая часть грандиозного сочинения петербуржца Александра Кнайфеля «Восьмая глава. Песнь песней» для храма, четырех хоров и солирующей виолончели (соч. 1992–1993), название которой само по себе уже свидетельствует о связи архитектуры и музыки.

размер: 8473 байт24 ноября:
Этот выпуск "Домашней музыки" выходит через четыре дня после того, как композитору, певице, хореографу, кинорежиссеру Мередит Монк исполняется 70 лет (фото М. Эйгуса, 1995 год). Наша программа присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые она уже получила в связи с этой датой. В числе их и присуждение мисс Монк престижной премии двух авторитетных американских фондов – Американского музыкального центра и Meet the Composer в номинации Founder; в прошлом году этой премии был удостоен респектабельный симфонический композитор Джон Харбисон, а еще раньше его не менее уважаемые коллеги – Стив Райх, Лу Харрисон, покойный Эллиот Картер. Любопытно, однако, что в другой номинации – Letter of Distinction («Знак отличия») получает премию еще один наряду с Мередит Монк представитель нью-йоркского Даунтауна – знаменитый новоджазовый саксофонист и композитор Энтони Брэкстон. По этому случаю в "Домашней музыке" прозвучит последнее из записанных престижной фирмой ЕСМ сочинение мисс Монк – Songs of Ascencion («Песни Вознесения» или Песни Восхождения»).

размер: 18320 байт17 ноября:
В течение последнего месяца не стало двух старейших композиторов современности, которых у нас, по крайней мере, при жизни знали гораздо меньше, чем они того заслуживали. Скорее даже знали имена, чем собственно музыку, хотя Двойной концерт для клавесина, фортепьяно и двух камерных оркестров американца Элиота Картера (11.12.1908 — 5.11.2012) назвал «шедевром» скупой на комплименты Игорь Стравинский. Немецкий композитор Ханс Вернер Хенце (1.07. 1926 – 27.10. 2012) прославился не столько социально-политическим радикализмом и принципиальностью жизненной позиции, сколько тем, что отражал их в своих многочисленных произведениях для музыкального театра. В "Домашней музыке" прозвучит вторая (и на данный момент – последняя) запись двойного концерта Картера и краткий авторский монтаж одной из самых известных опер Хенце – «Элегии молодым влюбленным» (между прочим, на либретто тех же самых авторов, которые сочинили текст «Похождений повесы»для Игоря Стравинского – Честера Коллмана и крупнейшего англо-американского поэта У.Х. Одена).

размер: 17210 байт10 ноября:
14 ноября в культурном центре «Дом» во второй раз после 11-летнего перерыва снова выступает Ива Биттова, можно сказать, легендарная скрипачка, певица и актриса из Чехии (точнее, из-под города Брно, т.е.- из Моравии). Приезжает одна, как и на фестиваль «Глубокая глотка, или Опасные связки» в 2001-м году, одновременно петь и играть на скрипке (с минимумом технологии). Но это не значит, что сольные выступления для Ивы Битовой – главное; совсем наоборот: даже если бы в программах "Домашняя музыка" и трех «Си-Ди Гурманах» прозвучало бы всего по одной композиции со всех дисков, на которых она записывалась с самыми разными музыкантами, то все равно, это была не более, чем треть или четверть дискографии. Поэтому в нашей программе прозвучит и первая ее «официальное» появление на пластинке – с ансамблем чешского джазмена Йиржи Стивина и самая новая – со второго диска с Нидерландским духовым ансамблем (обложка Си-Ди – на фото; здесь Биттова во второй раз обращается к музыке классика ХХ века Леоша Яначека). А между ними и андеграундная моравская рок-группа «Дунай», и один 44 дуэтов для двух скрипок Белы Бартока, и фрагмент звуковой дорожки документального фильма Step Across the Border («Шаг через границу») об авангардном гитаристе Фреде Фрите. Жаль, только в феврале будущего года будут записываться первые выступления нового и многообещающего трио – с кларнетистом Ивэном Зипориным (экс-Bang On a Can) и гитаристом Гайаном Райли.

размер: 7482 байт3 ноября:
Вторая программа, посвященная памяти выдающегося датского джазмена и композитора Джона Чикаи, который умер в ночь с 7 на 8 октября в Перпиньяне (Франция) в возрасте 76 лет. В начале 1960-х годов сам факт появления в джазе этой незаурядной творческой личности стал предметом дискуссий чуть ли не на философском уровне. Причем полемику вызывало не столько его творчество, сколько происхождение. Мулат Чикаи, сын африканского дипломата (из тогдашнего Конго) и датчанки родился, рос и получил образование в Дании; на родине джаза он очутился в начале 1960-х уже, можно сказать, творчески сформировавшимся, сложившимся музыкантом. И это обстоятельство одновременно подтверждало в то же время – с не меньшей убедительностью – опровергало теорию об исключительности джаза как афроамериканского феномена. Так или иначе, но уже в середине 1960х годов Чикаи внес свой вклад в становление тогдашнего авангарда – «свободного джаза». Не случайно после первого же его американского альбома «афро-европейца» Джона Чикаи привлек к своим смелым экспериментам самый авторитетный джазмен своего времени – афроамериканец Джон Колтрейн: Чикаи принял участие в записи его самого радикального проекта – Ascencion («Вознесение»). Как известно, эта композиция была записана подряд в двух вариантах (одно время пластинки издавались в двух версиях, и сравнение обеих пластинок до сих пор еще неисчерпаемый источник теоретического и практического изучения эстетической концепции «свободного джаза», особенно импровизации чуть ли не первого фри-джазового «новичка» из Старого света). В отличие от многих своих соратников датский саксофонист никогда не изменял джазовому авангарду: именно его участие придает соответствующий колорит в том числе и музыкальной встрече Джона Леннона/Йоко Оно с оркестром Чикаи Cadentia Nova Danica и британскими музыкантами-авангардистами в Кембридже в 1969 году (запись издана на пластинке Unfinished Music No 2: Life With The Lions). Джон Чикаи со временем стал первым джазменом, удостоившимся пожизненного гранта от Министерства культуры Дании и гранта престижного американского Фонда поддержки искусств (NEA). Скромный и вместе с тем остроумный человек, Джон Чикаи издал не так уж много музыки под собственным именем, хотя охотно и много сотрудничал с самыми разными музыкантами во всем мире (включая венгерский Биндер-квинтет еще социалистических времен – 1982 года). В этой "Домашней музыке" кроме того, что уже известно нашим слушателям, прозвучит и самая первая запись Чикаи с NY Contemporary Five и одна из последних записей с электроакустическим британским дуэтом SpringHeel Jack «Джон Чикаи со струнными».

размер: 10528 байт27 октября:
Вместе с гостем "Домашней музыки", руководителем отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гете (Гете-института) в Москве – г-ном Вольфом Иро, мы говорим об уже можно сказать традиционном немецком фестивале «Джаз осенью», который Гете-Институт вместе с московским агентством Improve проводит в рамках очередного года Германии в России. Г-н Иро, большой любитель джаза, замечает, что в Школе драматического искусства, где по традиции проходит этот самый большой в России праздник немецкого джаза 25 октября – 3 ноября превращается в смотр джазовых пианистов. Впервые в России – знаменитый восточногерманский ветеран нового джаза Иоахим Кюн (запланирована также свободная импровизация с москвичом Алексеем Кругловым). Во второй раз, но уже в составе своего трио выступает Михаэль Волльны, а также Карстен Дэрр (в составе Туоми-трио, последнего открытия немецкого джаза –певицы Кристины Туоми) и сверх ранее планировавшейся программы – один из самых популярных артистов мюнхенской аудиофирмы ACT Йенс Томас (он приезжает в столицу с труппой гамбургского «Талия-театра»). Для "Домашней музыки" – беседа с г-ном Иро еще один повод вспомнить одну редкую и не переиздававшуюся пластинку Йоахима Кюна 1969 года, где он играет на саксофоне.

размер: 12138 байт20 октября:
7 октября в Перпиньяне (Франция) в возрасте 76 лет ушел из жизни выдающийся саксофонист-импровизатор и джазовый композитор Джон Чикаи (JohnTchicai). В начале 1960-х годов сам факт появления в джазе этой незаурядной творческой личности стал предметом дискуссий на философском уровне. Причем полемику вызывало не столько его творчество, сколько происхождение. Мулат Чикаи, сын африканского дипломата (из тогдашнего Конго) и датчанки родился, рос и получил образование в Дании. На родине джаза он очутился впервые в возрасте 23 лет уже, можно сказать, творчески сформировавшимся и сложившимся музыкантом. И это обстоятельство одновременно подтверждало и с не меньшей убедительностью опровергало теорию об исключительности джаза как афроамериканского искусства. Так или иначе, но уже в середине 1960х годов Чикаи внес свой вклад в становление тогдашнего авангарда – «свободного джаза». Не случайно после первого же его американского альбома «афро-европейца» Чикаи привлек к своим смелым экспериментам самый авторитетный джазмен своего времени – афроамериканец Джон Колтрейн: Чикаи принял участие в записи самого его радикального проекта – Ascencion («Вознесение»). Как известно, эта композиция была записана подряд в двух вариантах.
(Одно время пластинки издавались в двух версиях – стерео и моно; считалось, что именно для этого «Вознесение» записывалось два раза, но позднее выяснилось, что обе версии – это стерео, причем первоначально была издана вторая, хотя сам Колтрейн предпочитал первую). Сравнение обеих пластинок до сих пор неисчерпаемый источник теоретического и практического изучения эстетической концепции «свободного джаза». Особенно импровизации чуть ли не первого фри-джазового «новичка» из Старого света. В отличие от многих своих соратников датский саксофонист никогда не изменял джазовому авангарду: именно его участие придает соответствующий колорит в том числе и музыкальной встрече Джона Леннона/Йоко Оно с оркестром Чикаи Cadentia Nova Danica и британскими музыкантами-авангардистами в Кембридже в 1969 году (запись издана на пластинке Unfinished Music No 2: Life With The Lions). Джон Чикаи со временем стал первым джазменом, удостоившимся пожизненного гранта от Министерства культуры Дании и гранта престижного американского Фонда поддержки искусств (NEA). Скромный и вместе с тем остроумный человек, Джон Чикаи издал не так уж много музыки под собственным именем, хотя охотно и много сотрудничал с самыми разными музыкантами во всем мире (включая венгерский Биндер-квинтет еще социалистических времен – 1982 года). Все перечисленное (и многое другое) – в нашей "Домашней музыке".

размер: 12011 байт13 октября:
Всем любителям джазовой музыки, которые бывали в Германии с начала 1990-х годов, наверняка бросались в глаза яркие обложки компакт-дисков с обязательной фотографией этакого задумчивого Гавроша в цирковом цилиндре и с названиями, в которых обязательно было слово Magic. Это были, как теперь говорят, «бюджетные» сборники продукции нового лейбла ACT, который организовал продюсер Зигфрид Лёх (Sigfried Loch – фото К. Ф. Везенберга). Причем организовал в Мюнхене, где с начала 1970-х годов уже действовали две (даже фактически – три) компании, которые специализировались на джазе. Две или три – потому что солидная и уважаемая среди джазменов ENJA в 1986 году пережила «бархатный развод»: теперь это две независимые фирмы под одной маркой. И, конечно же, магнат аудио-бизнеса, фирма ЕСМ Манфреда Айхера. Однако прошло ровно 20 лет и, несмотря на не самую выгодную конъюнктуру, ACT успешно продолжает свою деятельность. 5 февраля 2012 года в Гамбурге состоялся юбилейный концерт «Семейного оркестра лейбла ACT». Избранные места из двойного альбома, записанного на этом концерте, Дмитрий Ухов предлагает вниманию Си-Ди гурманов и всех любителей музыки. Тем более, что, в частности, артист ACT’a пианист Михаэль Волльни во второй раз принимает участие в регулярном московском фестивале немецкого джаза, который к тому же на этот раз совпадает с началом очередного «Года Германии» в России. И по этому поводу "Домашняя музыка" в следующий раз ждет своего доброго знакомого, руководителя отдела культурных программ Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве господина Вольфа Иро.

размер: 11589 байт6 октября 2012:
Длинные руки-9. Осенний цикл
Регулярно, фактически со дня смерти создателя московского Культурного центра «Дом», известного российского продюсера Николая Дмитриева (10 апреля 2004 года) его вдова Людмила проводит фестиваль «Длинные руки» (названный по аудиофирме, которую Дмитриев основал вместе с Сергеем Курехиным). В соответствии с девизом «Длинных рук» и в предстоящем октябре завсегдатаев «Дома» ждет «музыка новая и старая, маргинальная, забытая, неизвестная или «неопознанная». В том числе:
- новый аван-поп-проект Hikashu хорошо известного японского вокалиста и новоджазового импровизатора Коичи Макигами;
- также из Японии – камерный вариант полюбившегося московской клубной публике продожателя Поп-механики Shibusa Shirasu;
- историческая программа русского фортепьянного авангарда от Петра Айду;
- недавнее открытие лейбла «Длинные руки» группа «БРОМ» (в составе дуэта);
- презентация нового диска (посвященного 100-летию Джона Кейджа) мульти-инструменталиста и композитора, лауреата «Кинотавра» Антона Силаева;
- австрийская скрипачка Миа Забелка;
- этно-авангардный проект певицы Татьяны Калмыковой;
- и, наконец, неопознанный (пока) в Москве кемеровский проект Александра Маркварта и СНМ-Студии (но с известными «гостями» – Эдитой Фил из Польши и Ильей Белоруковым из Петербурга).

размер: 9906 байт29 сентября 2012:
С 5 по 20 сентября в Московской консерватории проходил фестиваль памяти Кейджа «Музициркус», инциатором и непременным участником которого был – как всегда – выдающийся пианист и музыкальный деятель, профессор Московской консерватории Алексей Любимов. В кулуарах меня постоянно просили повторить или сделать копию программы, которая вышла в эфире перед фестивалем 1 сентября. В ней я читал самый известный текст самого Кейджа - знаменитую «Лекцию о Ничто». Поскольку начинается еще один Фестиваль, в ГЦСИ (композитор внес свой творческий вклад, кроме собственной музыки, и во многие другие искусства, в том числе и изобразительные), сегодня мы эту программу повторяем, но с некоторыми изменениями. Кроме звуковой инсталляции Херберта Дистеля La Stazione, которая используется как фоновая музыка, редчайшей записи голоса самого маэстро Кейджа, который читает две «строфы» своей «Лекции» и его композиции Six, в конце прозвучит также еще одно его позднее сочинение Four6; оба были сочинены на рубеже 1980-90-х годов. (На фото – Джон Кейдж на встрече в Московской консерватории в 1988 году, слева – флейтистка/вокалистка Наталья Пшеничникова).

22 сентября 2012:
Отметивший в прошлом году свое 70-летие пианист и композитор Чик Кориа- такая же легенда нашего джаза, как и у себя на родине и в мировом джазе вообще. Кориа проделал путь от школы трио Билла Эванса и авангардного фри-джаза до ансамблиста Майлза Дэйвиса эпохи перехода от акустики к электричеству. Развил вслед за Дэйвисом-Эвансом «испанскую», т.е. этническую тему в мировом джазе со своими ансамблями Returm To Forever, а также записал несколько спонтанных камерных дуэтов – с джазовыми коллегами (Херби Хэнкоком) и академическими пианистами – австрийцем Фридрихом Гульда и трагически погибшим на Кипре аккомпаниатором Майи Плисецкой, выпускником Московской консерватории Николасом Экономоу. Переворот в камерном джазе, однако, совершили еще ранее легендарные дуэты с вибрафонистом Гэри Бертоном. С Бертоном Кориа ровно 30 лет назад впервые посетил нашу страну. Хотя публичных концертов не было, творческая встреча с нашими джазменами имела далеко идущие последствия (на фото – перед джем-сешн в Московском Доме композиторов). Все художественные направления Чик Кориа продолжает и в наши дни.

 15 сентября 2012:
Люди джаза, в том чиcле и у нас, отмечают 50-летие эпохального альбома Секстета Майлза Дэйвиса Kind of Blue,в том числе и монографией книгой Эшли Кана (в русском переводе энтузиаста Михаила Сапожникова) с приложением самого диска. И, увы, мало кто вспоминает о том, что параллельно Дэйвис с музыкальным руководителем многих его проектов композитором/аранжировщиком/ дирижером Гилом Эвансом работал над не менее значительным проектом - серией оркестровых дисков. Однако последователь Эванса Боб Белден (который сначала получил Грэмми за переиздание пластинок Дэйвиса, а позднее - в 2001-м - и за собственную музыку the Black Dahlia) несколько лет работал над «переосмыслением» легендарного альбома из этой серии. И в результате – Miles Espaсol: New Sketches of Spain («Майлз по-испански: Новые испанские зарисовки»). Двойной альбом Белдена, записанный с музыкантами самого Дэйвиса и известными испанскими джазменами, вышел еще в октябре 2011 года, но только сейчас – фактически через полгода - на него обратили внимание и критики, и любители джаза, в год 100-летия Гила Эванса.

размер: 12003 байт8 сентября 2012:
Впервые в гостях у «Домашней музыки» - профессор Московской консерваторий, народный артист России, лауреат международных конкурсов, пианист Алексей Любимов. Говорить маэстро будет о 100-летии Джона Кейджа (1912-1992)- композитора, мыслителя, теоретика (и новатора-практика) современного искусства самых разных Хотя сам Кейдж из-за своих жизненных принципов вряд ли стал бы отмечать вообще какой-либо юбилей, влияние его на мировую культуру (не только музыкальную) настолько значительно, что только в Москве параллельно проходит два посвященных Кейджу фестиваля «Musicircus Джона Кейджа» (рабочее название «Пустые слова в тишине») - в Московской консерватории, о котором "Домашняя музыка" уже сообщала в предыдущем выпуске, и программный цикл «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» Государственного центра современного искусства, который продлится до февраля 2013 г. Прозвучат в том числе и записи с только что выпущенного фирмой ECM в серии New Series диска John Cage. As It Is Алексея Любимова и флейтистки-вокалистки Натальи Пшеничниковой.

размер: 16870 байт1 сентября 2012:
5 сентября этого года отмечается 100-летие выдающегося композитора, теоретика музыки и концептуалиста Джона Кейджа. Кейджа не стало 12 августа 1992 года, то есть ровно 20 лет назад. Не удивительно, что главный пропагандист его творчества в России, профессор Московской консерватории, пианист Алексей Любимов совместно с ГЦСИ устраивает памяти Кейджа фестиваль «Пустые слова в тишине», который продлится до 20 сентября. Вклад "Домашней музыки" – это основополагающий текст Кейджа «Лекция о Ничто» в переводе Дмитрия Ухова, который автор программы и переводчик сам прочтет под звуковую инсталляцию швейцарского последователя Кейджа Герберта Дистеля. Полностью прозвучит небольшая версия сочинения Кейджа Six в интерпретации аван-панк-группы Sonic Youth.

размер: 10505 байт25 августа 2012:
Гил Эванс, которого вы не знаете: к 100-летию со дня рождения
Имя Гила Эванса, действительно, вряд ли многие вспомнят, хотя он был творческим руководителем музыкального фильма «Абсолютные новички» режиссера Джулиена Темпла (с Дэйвидом Боуи). Но любители джаза Гила Эванса не могут не знать: классик джаза, руководитель оркестра, композитор и аранжировщик, канадец по рождению Гил Эванс начинал в свинговом оркестре Клода Торнхилла в 1940-е, стоял за историческими записями Майлза Дэйвиса – во-первых, легендарного Capitol-Nonet’a 1949 года. А, во-вторых, еще через 10 лет – серии своего рода концертов для трубы Майлза Дэйвиса с оркестром, начатой аранжировками оперы «Порги и Бесс» (1958) и только формально закончившейся альбомом Quiet Nights (1962). Фактически их сотрудничество закончилось только со смертью Эванса в возрасте 75 лет 20 марта 1988. Параллельно, на рубеже 1950-1960-х Эванс выпустил несколько пластинок, об одной из которых упорно, даже в год его 100-летия, ходит легенда, что якобы секстет пианиста Сесила Тэйлора принимал участие в записи одного из этих альбомов. Но никакого отношения к оркестру Эванса Тэйлор не имел. Тем более значительным выглядит решение Эванса уступить Тэйлору одну сторону пластинки Into the Hot,только для того, чтобы помочь «раскрутиться» начинающему пианисту – впоследствии лидеру джазового авангарда – отдал ансамблю Тэйлора. Любители рок-музыки знают также, что на осень 1970 года были запланированы совместные записи Оркестра Эванса и первооткрывателя электрической рок-гитары Джими Хендрикса. Записи, увы, не состоявшиеся из-за его – Хендрикса – смерти. Но в 1974 году, все-таки, вышло несколько альбомов Гила Эванса с оркестровыми интерпретациями вокально-инструментальных композиций Хендрикса.
В нашей "Домашней музыке" слушателей "Радио России. Культура" ждут, однако, и не замеченные в свое время записи и даже один настоящий сюрприз.

размер: 7500 байт18 августа 2012:
Вторая - обновленная и дополненная - программа, посвященная петербургскому пианисту, композитору и звукорежиссеру Алексею Лапину (Санкт-Петербург). Это – четыре проекта, выпущенные в прошлом году («Composition #37» с Алексеем Кругловым и Владимиром Шостаком, «Двойная соната» - фортепьянный дуэт с Романом Столяром, «Inner Spire» - с канадским дуэтом Франсуа Карьер-Мишель Ламбер и «Bewitched Concert» с польской флейтисткой Эдитой Фил, американским вокалистом Томасом Бакнером, финским виолончелистом Юхо Лайтиненом и инициатором концерта Ильей Белоруковым (саксофоны) .А также новое трио Алексей Круглов-Алексей Лапин-Олег Юданов (альбом Impulse, Leo Records 2012).

размер: 7155 байт11 августа 2012:
17 июля в возрасте 86 лет ушел из жизни турецко-американский музыкант-экспериментатор, дизайнер звука и продюсер легендарного оркестра Чарльза Мингуса. Мимароглу изучал в Принстоне электронную музыку под руководством известного русского экспериментатора Владимира Усачевского и создал первые электронные сочинения в стилях мировой музыки и джаза (Sing Me a Song of Songme с Фредди Хаббардом). Мимароглу был также авторитетным фотографом, кинокритиком и философом. За пределами круга коллег- -электронщиков (в основном - среди любителей кино) прославился только одной частью одного произведения - электронной Прелюдией №12 для магнитофонной ленты. Благодаря Нино Рота она стала одним из лейтмотивов «Сатирикона» Федерико Феллини. В "Домашней музыке" прозвучат и эпизоды из антивоенной мультимедиа-композиции Sing Me a Song of Songme (1971) и ранее практически не звучавшие по радио электронные сочинения, вдохновленные живописью абстрактного экспрессионизма и поэзией (включая стихи…Ильи Эренбурга).

размер: 10768 байт4 августа 2012:
Программа посвящена памяти умершего летом прошлого года в возрасте 71 года венгерского новоджазового пианиста, педагога и композитора Дьердя Сабадоша (Szabados György). Сабадош принадлежал к первому послевоенному поколению восточноевропейских джазменов. В самой Венгрии начала 1960-х годов Сабадош был «белой вороной», единственным авангардистом, который в 1972 году победил на джазовом конкурсе в Сан-Себастьяне (Испания), причем в номинации «свободный джаз». Так сказать, заочно Сабадош повлиял и на тогдашний советский джаз - благодаря всего одной композиции, которая была включена в представительный сборник из двух пластинок «Современный джаз 1964» . Именно эта композиция Сабадоша BACH-Impressions убедила немногочисленных, но стойких сторонников джаз-авангарда, что в Восточной Европе они не в одиночестве (в их числе был и Владимир Тарасов, который уже в 21-м веке выступил в трио с Сабадошем и Энтони Брэкстоном). Хотя - как это ни парадоксально самому Сабадошу было разрешено выпустить его первый авторский диск уже только после Сан-Себастьяна в 1975 году. И этот альбом был даже переиздан на компакт-диске в английской Антологии мирового джаза. И этим альбомом и другими филофоническими редкостями с виниловых дисков (включая блестящий дуэт с Энтони Брэкстоном середины 1985 года, и оркестровое посвящение Дмитрию Шостаковичу) мы напомним о Дьерде Сабадоше также знаковой композицией «Роковой час» на стихи Р.М. Рильке, записанной певицей Фружиной Эсеш и этно-джазовым трио автора музыки саксофониста Даниэля Вачи буквально в день смерти классика венгерского джаза.

размер: 10974 байт28 июля 2012:
Майк Пэттон - солист только что (и не в первый раз) побывавшей у нас альтернативно-металлической группы Faith No More, как известно, занимается самыми разными вещами. Не только своей рок-группой, то в основном итальянской музыкой: шумовым футуризмом начала ХХ века, итальянской ретро-эстрадой и даже академическим авангардом. 3 июля с. г., наконец, вышел давно ожидавшийся диск с Laborintus II - «сценическим действием» для чтеца, трех женских голосов вокального октета, актеров, магнитной ленты, солистов-инструменталистов (в т.ч. джазовых импровизаторов) и камерного ансамбля композитора-классика ХХ века Лючано Берио. Оно было написано и впервые исполнено в 1965 году к 700-летию Данте для вокального ансамбля the Swingle Singers на стихи поэта драматурга и литературоведа Эдоардо Сангвинетти, который сам читал свои тексты - своего рода коллажи из самой разной поэзии от Данте до Т.С. Элиота. Дирижировал композитор. 18 июня 2010 года,ровно через месяц после смерти Сангвинетти в возрасте 79 лет, на концерте с брюссельским камерным оркестром Ictus и Нидерландским камерным хором занял именно Майк Пэттон. Хотя его мелодекламацию академические круги сочли излишне экспрессивной, нет сомнения, что благодаря участию знаменитого певца-рокера и его аудиофирме Ipecac творчество авторов Laborintus II стало известно несравненно более широкой аудитории, чем до этого. Джазовую группу составляли самые известные музыканты «нового голландского свинга23,включая барабанщика Хана Беннинка
В этой "Домашней музыке" прозвучит также малоизвестное сочинение Берио 1969 года Questo vuol dire che... («Это значит, что…» - для трех женских голосов, чтеца, хора и магнитной ленты), такого же, как Laborintus II, «коллажного» типа, но на основе - песенного фольклора разных народов мира.

размер: 10035 байт21 июля 2012:
В этой "Домашней музыке" продолжается эксперимент, начатый еще несколько лет назад , фактически в первое лето нашей «Культуры» 91.6 FM. Так что это уже и не совсем эксперимент: весь час нашей программы звучит только одна и та же мелодия, но, разумеется, в самых разных интерпретациях. И это, как все это время, «Колыбельная» Джорджа Гершвина из оперы «Порги и Бесс», которая более известна по первым словам Summertime –Летнее время, летняя пора… Мы с вами услышим ее и в классических дуэтных исполнениях (Луи-Армстронга-Эллы Фитцджеральд, Рэя Чарльза-Клио Лэйн, Сэмми Дэйвиса-Кармен МакРэй, Джеймса Брауна-Марты Хай), первого вокального трио современного джаза «Ламберт-Хендрикс-Росс» и нового бразильского вокального секстета BR6. А также – регулярного бывающего в России пианиста Чика Кориа с японкой Хироми Уехара, недавно открытой певпицы 1950-х годов Эйды Мур. И многих других.

размер: 14891 байт14 июля 2012:
Вторая часть разговора с первым и все еще самым значительным на Западе издателем нового российского джаза Лео Фейгиным, основателем существующей вот уже более 30 лет аудиофирмы Leo Records.В прошлом он был известен еще и как джазовый комментатор Русской службы Би-Би-Си Алексей Леонидов. В апреле Фейгин приезжал в Россию второй раз за концертный сезон 2011-2012 года, чтобы принять участие в премьерном показе на широком экране 10-серийного документального фильма «Новая музыка из России». Этот документальный сериал сопровождал выпуск компанией Leo Records комплекта из 8-дисков с пост/советским музыкальным андеграундом конца 1980-х - начала 1990-х годов «Документ. Новая музыка из России. 80-е». О б этом мы говорили в первой части нашего разговора. В этой о новых именах в каталоге Leo Records – музыкантах со всего мира –от Японии и Италии до России, включая организатора упомянутого кинопоказа, саксофониста Алексея Круглова (он тоже участвует в разговоре), московский «Пан-Азиатский ансамбль» и архангельский «Проект Тима Дорофеева».

размер: 21153 байт7 июля 2012:
В этом году исполняется 85 лет выдающемуся французскому композитору Пьеру Анри. Хотя мы недавно слушали его «Ливерпульскую мессу» и «Мессу наших дней», стоит к его музыке вернуться. Уже хотя бы потому, что Анри – автор любопытного саундтрэка к классике мирового кино - «Человеку с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929, музыка Анри – 1993), о чем почему-то забывает упомянуть подавляющее большинство интернет-ресурсов. Из-за формата "Домашней музыки" мы вынуждены были пойти на не очень существенные сокращения- опущены два эпизода из восемнадцати.

размер: 11382 байт30 июня 2012:
Люди современного искусства: 1985-1995
Одновременно в Фонде поддержи визуальных искусств Елены Березкиной «Эра» открывается одноименная выставка фотографа Александра Забрина, одним из главных героев которой является легендарный пианист и композитор Сергей Курехин (выставка продлится до 13 июля). А аудиофильская компания SoLyd records выпускает сразу три двойных альбома с не публиковавшимися ранее в России записями Курехина. Это своего рода продолжение коллекционного «собрания сочинений» Курехина, элегантного издания с приложением фотоальбомов (в том числе и Александра Забрина) под названием «Популярная фотография». Один из альбомов - концертные записи пианиста с «Аквариумом», другие два – звуковая хроника русско-американо-японских новоджазового мини-фестиваля в Японии (апрель 1989 года), только одна часть которого ранее выходила под именем одной из участниц совместных импровизаций вокалистки Валентины Пономаревой (Leo Records). Второй альбом – записи Курехина с американскими музыкантами и петербургской «тусовкой» из круга «Популярной механики», хоть и изданные в свое время небольшой компанией Soundings of the Planet, но практически не доступные большинству поклонников выдающегося российского музыканта – и не только музыканта- Сергея Курехина.

23 июня 2012:
В программе аудионовинок для Си-Ди гурманов мы уже информировали об альбоме Re: ECM c ремиксами тех записей новоджазовой и академической музыки, которые выпускала сама же фирма ЕСМ. Для чего владелец ЕСМ Манфред Айхер, во-первых, сам освоил искусство ремикширования, а, во-вторых, привлек двух видных берлинских диджеев-электронщиков - Риккардо Вильялобоса и Лео Лодербауэра.

Из двойного альбома Re:ECM в "Домашней музыке" прозвучат ремиксы Вильялобоса и Лодербауэра – не столько ремейки, сколько их собственные сочинения , вдохновленные диском Fabula Suite Lugano норвежского клавишника Кристьяна Валлюмрода и двумя сочинениями выдающегося петербургского композитора Александра Кнайфеля «Свете тихий» и «Блаженства».
 

16 июня 2012:
Кого нету – того очень жаль. В подавляющем большинстве некрологов, не публиковавшихся ранее фрагментов интервью и воспоминаний друзей и коллег, ушедший от нас певец Эдуард Хиль предстает исполнителем поп-музыки, «мистером Тро-Ло-Ло». Практически никто даже и не вспомнил, что Эдуард Анатольевич был первым исполнителем и даже инициатором создания двух (их трех известных) редакций вокального сочинения крупной формы «Скоморохи» ленинградско-петербургского композитора Валерия Гаврилина (на фото - справа). «Скоморохи» в исполнении на тексты драматурга Вадима Коростылева стали из первых сочинений у нас сочинений крупной формы на фольклорно-историческом материале для вокалиста и «эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и ТВ», как этот коллектив под управлением А.А. Владимирцова в 1967 году назывался. Позднее были сделана и запись с Анатолием Бадхеном в качестве дирижера, которая и прозвучит в "Домашней музыке" . Вместе со «Скоморохами» прозвучит и музыка земляков и современников Эдуарда Хиля и Валерия Гаврлина, которые развивали и продолжают развивать те же «этнические опыты» - новоджазового «Ленинградского дуэта», вокалистки/аккордеонистки Эвелины Петровой, кантри-фолк-рок-группы «Яблоко» и этноджазового проекта «Кого нету - того жаль».  

9 июня 2012:
1 ноября 2011 года в возрасте 90 лет ушел из жизни крупнейший французский композитор и музыковед Андрэ Одэр (Andre Hodeir), одним из первых реально соединивший достижения музыкального авангарда ХХ века с эстетикой джаза. К сожалению, книги Одэра (как по общей истории музыки ХХ века, так и по теории джаза) у нас не издавались, а музыка практически не звучала. Этой "Домашней музыкой" мы не только хотим отдать памяти этому недооцененному музыканту, но и начать нашу новую серию программ, посвященных взаимодействию джаза и (в первую очередь, но не только) академической музыки. В программе – произведения Одэра разных лет – от аранжировок джазовых стандартов начала 1950-х годов до первого в джазе опыта соединения с конкретной музыки (Jazz et Jazz) и кантаты Anna Livia Plurabelle на тексты из книги Джеймса Джойса Finnegan’s Wake.

2 июня 2012:
Как заведено у нас, с началом лета мы начинаем слушать больше легкой музыки. Но, как и всегда, в самых неожиданных интерпретациях. На этот раз – впервые в нашем эфире рок-музыка от «Битлз» и «Блэк Саббат» до Фрэнка Заппы - в исполнении ансамблей старинной музыки. Это-квартет словацкого гитариста Йозефа Жапки (Jozef Zsapka) и «Пражских мадригалистов», эстонский квинтет Rondellus и финский ансамбль инструментов эпохи барокко Ambrosius (на фото), который специализируется на музыке ХХ-ХХI веков.

26 июня 2012:
В прошлом месяце отмечалась своего рода круглая дата: 100 лет со дня гибели «Титаника». 15 мая по этому поводу в крупнейшем Лондонском культурном центре «Барбикан» была исполнена очередная авторская версия самого значительного музыкального произведения, воссоздающего трагические события ночи с 14 на 15 апреля 1912 года: «Погружение «Титаника» (The Sinking of the Titanic). Его автор - британский композитор и новоджазовый контрабасист Гэвин Брайарс, прославившийся, впрочем, благодаря популярному ремиксу с участием Тома Уэйтса одного из его экспериментальных сочинений. «Погружение «Титаника» в «Барбикане» было мульти-медиа акцией с участием документальных кинокадров и диджейского саунд-дизайна датчанина Филипа Йекка. Соответственно , как и то представление, на котором был ведущий "Домашней музыки" - на корабле в Солфордских шлюзах в Манчестере на фестивале ISCM в 1998 году , оно не поддается радио-интерпретации. Зато есть запись лейбла Point Music 1993 года, в духе эмбиентгого минимализма без каких-либо аллюзий к кинематографическому мелодраматизму.

размер: 14853 байт19 мая 2012:
Гость "Домашней музыки" - самый крупный на Западе издатель нового российского джаза Лео Фейгин, основатель существующей вот уже более 30 лет аудиофирмы Leo Records (в прошлом известный еще и как джазовый комментатор Русской службы Би-Би-Си Алексей Леонидов). Фейгин приезжал в Россию второй раз за концертный сезон 2011-2012 года, чтобы принять участие в премьерном показе на широком экране 10-серийного документального фильма «Новая музыка из России», который был снят по заказу 4-го телеканала Би-Би-Си еще в начале 1990-х годов. В свое время этот документальный сериал сопровождал выпуск компанией Leo Records комплекта из 8-дисков с пост/советским музыкальным андеграундом конца 1980-х - начала 1990-х годов «Документ. Новая музыка из России. 80-е». В прошедшем апреле – вместе с демонстрацией фильмов выступали молодые артисты Leo Records из Москвы, Архангельска, Иркутска и даже Таллинна. Организатор кинопоказа и концертов, фактически заменивших несостоявшийся «7-й фестиваль интеллектуальных искусств», частый гость наших программ новоджазовый саксофонист и продюсер Алексей Круглов также участвует в нашей беседе с Лео Фейгиным.

12 мая 2012:
Гость программы – Алексей Борисов - музыкант, начинавший в 1980-е годы с рок-музыки («Центр», «Ночной проспект», F.R.U.I.T.S , «Волга» и др.), продюсер фестиваля «Шум и Ярость», поэт и журналист, в последнее время занимается опытами по организации аудио-визуального пространства (электронная музыка, нойз, саунд-арт). Борисов рассказывает о своём проекте «Астма» (дуэт с барабанщицей и вокалисткой Ольгой Носовой - на фото), о мало известных у нас фестивалях авангардной электроники (Sonic Circuits , The Morning Line) и об экспериментальном творчестве Екатерины Заволоки, Франца Помассла, Алессандро Босетти, Томасе Бакнере, Джеффе сураке, Дэйвиде Филлипсе.

5 мая 2012:
Джаз не сдается!
И в этом году наша праздничная майская программа снова называется«Джаз не сдается». В нее включены и уже известные и ранее не звучавшие у нас джазовые пластинки, сделанные вопреки нацистскому «запрету на свинг» и в самой Германии и в оккупированной Европе (от Франции - до Дании).
А также записи радио Би-Би-Си и бессмертный эллингтоновский «Караван» в легендарной записи Эдди Рознера 1942 года (на снимке).

размер: 10685 байт28 апреля 2012:
В "Домашней музыке" - народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Анатолий Ошерович Кролл. Впрочем, маэстро Кролла нет необходимости представлять нашим слушателям: на этот раз маэстро представляет фестиваль «Все цвета московского джаза», который приурочен к «Международному дню джаза», поддерживаемому ЮНЕСКО и, как правило, отмечается в последние дни апреля (на самой родине джаза уже традиционно проходит «месячник джаза» - Jazz Appreciation Month). В однодневном фестивале, который продлится пять часов, успеют выступить целых пять биг-бэндов - Оркестр Игоря Бутмана, Оркестр им. Олега Лундстрема под руководством Бориса Фрумкина, «Академик-бэнд» Анатолия Кролла, Биг-бэнд «Орфей» Игоря Кантюкова, и открытие прошлогоднего фестиваля «Усадьба-Джаз» - «Большой джазовый оркестр» Петра Востокова, не говоря уже о малых ансамблях и солистах. Однако послушаем мы в "Домашней музыке" не только тех артистов, которых можно будет услышать на следующий день в концертном зале Академии им. Гнесиных, но и то, что будет сюрпризом и для наших слушателей и.возможно даже, для самого нашего гостям – профессора Кролла.

размер: 17894 байт21 апреля 2012:
На будущей неделе в седьмой раз в кинотеатре «Художественный» проводит «фестиваль интеллектуальных искусств» -«Ноумен-арт». На этот раз отвечающий за музыкальную часть «Ноумен-арта» новоджазовый саксофонист и продюсер Алексей Круглов посвящает (уже второй раз за сезон) Лео Фейгину, создателю британской независимой фирмы звукозаписи Leo Records. В начале 1980-х годов Leo Records открыли миру советский джазовый авангард. А на рубеже 1980-90-х Фейгин выпустил капитальный комплект из 8 компакт-дисков «Документ. Новая музыка из России. 80-е» и вместе с ним 10-серийный документальный сериал о пост/советском музыкальном андеграунде.
Тогда же он был показан по 4-му «художественному» каналу британского ТВ, но никогда не демонстрировался в России. Кроме звезд тогдашнего нового джаза, и Наталья Пшеничникова, чуть ли единственная в мире артистка, сочетающая игру на всех флейтах с «вокальным театром», написанные специально для нее акдемиические сочинения с новой импровизационной музыкой. В "Домашней музыке" - мы говорим c Пшеничниковой в том числе и о временах, когда снималась «Новая музыка из России».

размер: 15046 байт14 апреля 2012:
К 80-летию Андрея Тарковского "Домашняя музыка" возвращается к трилогии французского джазового пианиста и композитора Франсуа Кутюрье Nostalghia/Un jour si blanc/Tarkovsky-Quartet.
 

 

размер: 7883 байт7 апреля 2012:
1 ноября 2011 года в возрасте 90 лет ушел из жизни крупнейший французский композитор и музыковед Андрэ Одэр (Andre Hodeir), одним из первых реально соединивший достижения музыкального авангарда ХХ века с эстетикой джаза. К сожалению, книги Одэра (как по общей истории музыки ХХ века, так и по теории джаза) у нас не издавались, а музыка практически не звучала. Этой "Домашней музыкой" мы не только хотим отдать памяти этому недооцененному музыканту, но и начать нашу новую серию программ, посвященных взаимодействию джаза и (в первую очередь, но не только) академической музыки. В программе – произведения Одэра разных лет – от аранжировок джазовых стандартов начала 1950-х годов до первого в джазе опыта соединения с конкретной музыки (Jazz et Jazz) и кантаты Anna Livia Plurabelle на тексты из книги Джеймса Джойса Finnegan’s Wake.

размер: 27824 байт31 марта 2012:
Люди джаза, в том чиcле и у нас, отмечают 50-летие эпохального альбома Секстета Майлза Дэйвиса Kind of Blue,в том числе и монографией книгой Эшли Кана (в русском переводе энтузиаста Михаила Сапожникова) с приложением самого диска. И, увы, мало кто вспоминает о том, что параллельно Дэйвис с музыкальным руководителем многих его проектов композитором/аранжировщиком/ дирижером Гилом Эвансом работал над не менее значительным проектом - серией оркестровых дисков. Однако последователь Эванса Боб Белден (который сначала получил Грэмми за переиздание пластинок Дэйвиса, а позднее - в 2001-м - и за собственную музыку the Black Dahlia) несколько лет работал над «переосмыслением» легендарного альбома из этой серии. И в результате – Miles Espaсol: New Sketches of Spain («Майлз по-испански: Новые испанские зарисовки»). Двойной альбом Белдена, записанный с музыкантами самого Дэйвиса и известными испанскими джазменами, вышел еще в октябре 2011 года, но только, сейчас – фактически через полгода - на него обратили внимание и критики и любители джаза. в год 100-летия Гила Эванса.

размер: 14835 байт24 марта 2012:
Нью-Йоркский фестиваль музыкальной альтернативы Bang On a Can и московская «Альтернатива» возникли практически одновременно: первый 12-часовой марафон под этим названием («Стук по банке») прошел в 1987 году, первая «Альтернатива» - в Московском музее музыкальной культуры им. Глинки в 1988. Любопытно, что единственным участником Нью-Йоркского фестиваля из России был один из основателей и художественных руководителей «Альтернативы» пианист Антон Батагов. В 2003-м году «сборная команда» участников «Стука по банке» Bang on A Can All Stars также выступала на Альтернативе, однако, в отличие от московского фестиваля, прекратившего существование в 2006-м году, продолжает свой фестиваль, записывается на пластинки и много гастролирует. 26 марта в Московском Международном Доме музыки Bang on A Can All Stars показывает программу, подготовленную к своему 25-летию. В "Домашней музыке" практически полностью прозвучит сочинение Shadowbang кларнетиста ансамбля Ивэна Зипорина в жанре индонезийского театра теней, которое в этой программе представлено только четырьмя эпизодами.

размер: 11510 байт17 марта 2012:
Странно, но практически не замеченным нашей джазовой общественностью прошло 75-летие выдающегося афроамериканского трубача Дона Черри (1936-1995). Дон Черри относится к творческим личностям, которые – если так можно выразиться - восстанавливают единство мирового музыкального процесса (как, у нас, например, Дмитрий Покровский - создатель знаменитого фольклорного Ансамбля). Дона Черри помнят, в первую очередь, как участника основополагающего коллектива джазового авангарда –квартета Орнетта Коулмэна рубежа 1950-60-х годов – с одной стороны, а с другой – как первооткрывателя «новой мировой музыки» задолго до возникновения самого этого понятия (с ансамблями «Вечный ритм», «Кодона», «Мульти-Культи»). Но в "Домашняя музыка" - «Дон Черри, которого вы не знаете» – музыкальный руководитель одного из альбомов рок-барда Лу Рида, участник электронных экспериментов Джона Эпплтона и создатель «Нового оркестра вечного ритма», в первый и последний раз исполнившего единственное джазовое сочинение Кшиштофа Пендерецкого Actions.

размер: 14138 байт25 февраля 2012:
2-4 марта народный артист России Анатолий Кролл продолжает свой цикл фестивалей «Российские звезды мирового джаза» 1-м Международным фестивалем «Польские звезды мирового джаза». О самой идее этого фестиваля, включающего программы «Шопен в джазе», «Легенды польского джаза» и «Джазовый мост Москва – Варшава» («звёздный» интер-концерт и джем-сешн с российскими джазменами) и о его участниках мы разговариваем в нашей студии с директором Польского культурного центра в Москве г-ном Мареком Радзивоном с самим Анатолием Ошеровичем Кроллом (по телефону).

размер: 19191 байт18 февраля 2012:
После трехмесячного перерыва в этом феврале - настоящий прорыв нового джаза: мы уже говорили и о Фестивале фирмы Leo Records и о гастролях выдающегося афроамериканского дуэта Уильям Паркер - Хамид Дрейк. 22 февраля, там же, в центре «Дом» (а также в Калининграде) - международное «Трио ADA», немецкого первооткрывателя европейского «свободного джаза» и художника из круга Fluxus Петера Брётцманна, чикагского виолончелиста из того же круга нового джаза Фреда Лонберг-Хольма, что и дуэт Паркер-Дрейк и норвежского барабанщика Поля Нильссен-Лов. Мы послушаем и «Трио ADA» в записи из Вупперталя и всех трех музыкантов по отдельности. Для "Домашней музыки" это еще и повод посвятить программу памяти двух выдающихся артистов из этого города - соратника Брётцманна - контрабасиста Петера Ковальда и хореографа Пины Бауш.

размер: 8996 байт11 февраля 2012:
Как только здесь, на нашем сайте появился анонс предыдущей "Домашней музыки" о дуэте Паркер-Дрейк, в котором был упомянут их проект с саксофонистом Альбертом Бегером, мы стали получать просьбы рассказать об этом израильском «авангардисте с человеческим лицом». Так что в этой нашей "Домашняя музыка" музыкальный портрет джазового новатора Альберта Бегера (на фото Яира Йона), которого у нас знают явно меньше того, что он определенно заслуживает.

размер: 13295 байт4 февраля 2012:
Снова в России - лучшая ритм-секция афроамериканского фри-джаза - Уильям Паркер (контрабас) и Хамид Дрейк (ударные).Агентство Improve устраивает их концерты в Москве ( 7-го февраля – в центре»Дом») и отдельно два концерта контрабасиста Паркера со «сборной командой» новосибирского нового джаза (Сергей Беличенко, Владимир Толкачев, Роман Столяр).
"Домашняя музыка" предваряет эти концерты записями недавних ,но очень разнообразных со всех точек зрения проектов контрабасиста Паркера (At Somewhere There = контрабас соло, трио Farmers By Nature ", «Органный квартет Уильяма Паркера) и барабанщика Дрейка (в т.ч. Life Around the World марокканца Хассана Хакмуна). Вместе с израильским саксофонистом Альбертом Бегером и тот и другой составляют трио Evolving Silence, а также ансамбль с венгерским ансамблем саксофониста Виктора Тота( причем Паркер на нем не играет,а выступает только в роли продюсера) .И, наконец, дуэт Паркер-Дрейк в том виде, в каком он выступает в России (альбоме красноречивым названием Summer Snow – «Летний снег»).

размер: 11012 байт28 января 2012:
Гость программы – выдающийся новоджазовый музыкант, лауреат исполнительских конкурсов классической и джазовой музыки саксофонист, пианист и композитор Алексей Круглов. В последнее время Алексей выступает также как продюсер (новый альбом «Постоянная величина» ансамбля «КАДАНС» Германа Лукьянова) и художественный руководитель Фестиваля артистов фирмы Leo Records, который пройдет в начале февраля в Москве. Но говорим мы с Алексеем не столько об участниках фестиваля, которых можно будет услышать в культурном центре «Дом» и «Дворце на Яузе», сколько о той роли, которую сыграла фирмы Leo Records в становлении отечественной импровизационной музыки и ее распространении в мировых новоджазовых кругах. И о том влиянии, которое оказали классики мирового джаз-авангнарда, в том числе и на самого Алексея Круглова.

размер: 15317 байтразмер: 14365 байт21 января 2012:
В числе лучших дисков прошлого года в категории «современная композиция» журнал альтернативного авангарда «WIRE» назвал почти исключительно переиздания, в основном в виде комплектов из нескольких дисков. Для "Домашней музыки" - это повод вспомнить одного из первых академических композиторов, занявшихся магнитофонной «конкретной музыкой» Люка Феррари, но сочинявшего и для акустических инструментов Luc Ferrari Piano And Percussion Works (Hat HUT) и со-основателя первой группы концертной электронной музыки Элвина Куррана, в начале 1970-х стоявшего у истоков музыкального «эмбиента» - Alvin Curran Solo Works: The 70s (New World).

размер: 10748 байт14 января 2012:
Впервые на "Радио России "Культура" (и, наверное, вообще в нашем эфире) музыкальный портрет Гедалии Тазартеса из Парижа, уникального певца и саунд-артиста, развивающего открытия французской «конкретной музыки» конца 1940-х годов в пространстве «новой этники» и саунд-арта.


размер: 16081 байт7 января 2012:
В дни празднования Рождества по православному (юлианскому) календарю – песнопения из богослужения Эфиопской православной церкви, записанное французским композитором, музыковедом и звукорежиссером Жаном-Луи Флорантом (Jean-Louis Florentz) для Французского радио в 1989 году в Монастыре Райского сада. Это - так называемое «Эфиопское подворье» в Иерусалиме, где ведущий "Домашней музыки" побывал недавно как корреспондент "Радио России. Культура".


 
Программа о современной музыке
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
АФИША
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.