18.08.11 17:30
CD-Гурман 22 - 26 августа 2011

Antti Sarpila
Swingin’ the Opera
Finlandia Records

Ровно 10 лет назад был издан знаменитый проект финского кларнетиста и саксофониста Антти Сарпиля и биг-бэнда Финской национальной оперы. И никакого парадокса в этом нет - среди оркестрантов Финской оперы было, чтобы сформировать на досуге свой джаз-окрестр, и в 1996 году они обратились к 32-летнему тогда Сарпиля за поддержкой. Сарпиля к тому времени был уже одним из самых известных мастер классического свинга, он учился у Боб Уилбера (прославившегося саундтрэком к «Коттон-клубу» Ф.Ф. Копполы) и долго играл в его оркестре. Так что нет ничего удивительного, что первой записью Оперного биг-бэнда стали аранжировки Сарпиля знаменитых оперных арий. Тем более, что его кумир Бенни Гудмен был, как известно, и блестящим исполнителем классической музыки и даже заказчиком сочинений Белы Бартока, Аарона Копленда и др.). Не случайно в одной из своих – теперь уже тоже классический аранжировок (Сарпиля играл их и в Москве; дирижировал покойный Георгий Гаранян) кларнетист соединяет арию Каварадосси E lucevan le stelle, которая у Джакомо Пуччини, между прочим, начинается с соло кларнета, с импровизацией Бенни Гудмена на тему Винсента Роуза Avalon, фактически той же арией Пуччини, только в мажоре, а не в миноре.

Chico Freeman and The Fritz Pauer Trio
The Essence Of Silence
Jive Music
Как и в этот раз - в Москву, саксофонист Чико Фримэн четыре года назад приехал в Вену один и выступал как хедлайнер, с местным аккомпанирующим трио Фритца Пауэра. (В Москве это будет лучшая наша аккомпанирующая ритм-секция – пианиста Якова Окуня). На Фримэна трио Пауэра произвело такое впечатление, что в год своего 60-летия,в 2009-м году, он специально приехал в Вену, чтобы записать с ними двойной альбом «Сущность тишины». Фримэн, сын авторитетного саксофониста и педагога Вона Фримэна – универсальный музыкант, играющий все –от фри-джаза до фьюжна (с проектом Brainstorm,с которым он выступал на первом – и последнем- международном фестивале советских времен в 1990-м году). Название «Сущность тишины» может ввести в заблуждение- на самом деле, это напористо-ироничная музыка, близкая современному хард боповому мэйнстриму, но в том же смысле, в каком ему близки Телониус Монк, Джеки Баярд или Чарли Мингус.

По крайней мере, о двух из трех аудионовинках этой недели слушатели "Радио России "Культура" в принципе могли бы узнать и из других наших программ – Exotica, «Траектория звука», «Аэростат». Третий - новый джаз, которому наша программа уже по традиции уделяет особое внимание. Но в "Домашней музыке» эти диски объединены на основе не сразу уловимого, но все же реально декларируемого пафоса - если не художественной альтернативы, то иронии по отношению к разным музыкальным стилям. Показательно, что эти аудионовинки изданы, в том числе и в виде виниловых пластинок.

Bohren & Der Club Of Gore
Beileid
Ipecac

Довольно много критиков и любителей музыки считает, что культовая кельнская группа с макароническим англо-немецким названием «Дрель и Клуб запекшейся крови» владеет всего одним приемом: замедляет до предела музыку типа траурных маршей, сыгранных в постиндустриально-джазовом стиле. Но от того, чтобы объявить «Дрель…» - не более, чем «пощечиной общественному вкусу», критиков всегда удерживала только известная истина: играть медленно и тихо гораздо труднее, чем быстро и громко. Появления диска Beileid («Соболезнование») ждали с особым нетерпением, поскольку было известно, что на одном их трех трэков - кавер-версии Catch My Heart немецкой металлической группы Warlock - поет небезызвестный в самых разных музыкальных кругах Майк Пэттон, совладелец того самого лейбла, который в США выпускает в США диски «Дрели…»

Niggas With Guitars
Ethnic Frenzy
Digitalis

Здесь мистификация тоже начинается уже с названия «Ниггеры с гитарами» , хотя журналисты не очень уверенно утверждают, что всё записывает один довольно молодой афроамериканец. Называют даже его имя, впрочем, тоже без особой уверенности. Провокативно и название очередного альбома «Niggas» - «Этническое безумие», хотя в музыке нет и намека на какую-нибудь мировую музыку или фольклор из глубинки (на обложке что-то вроде аэрофотосъемки какого-то города, если верить подписи - Окленда, штат Калифорния). И музыка – изначально прикладная: то ли фонограмма «минус один», то ли саундтрэк к космической мыльной опере, то ли просто фоновый нью-эйдж. Так или иначе, на эту не очень вроде бы солидную звуковую смесь уже успела откликнуться самая уважаемая рок-критика.

Mostly Other People Do the Killing
The Coimbra Concert
Clean Feed Records

Джазовый Си-Ди гурман, только взглянув на обложку этого диска, тут же скажет, что за фортепьянной клавиатурой - пианист Кит Джеррет и это его легендарный альбом «Кёльнский концерт». И, даже держа диск в руках, можно обмануться: на самом деле это «Концерт в Коимбре», пятый альбом весьма известного американского квартета с рискованным, как может показаться, названием Mostly Other People Do the Killing («Убивают в основном другие», сокращенно MOPDTK). Но кого и за что убивают - не уточняется, особенно если учесть, что в ансамбле, как в историческом квартете Орнетта Коулмэна, принципиально нет пианиста (а - за клавиатурой на снимке - Кевин Ши, барабанщик квартета).
Тот, кто впервые знакомится с MOPDTK, только по прослушивании этого двойного альбома обнаружит, что the Killing - в данном случае, скорее, «убийственная ирония». Или даже – пародия. Но в том же смысле, в каком и «Дон Кихот» Сервантеса, только вместо рыцарских романов – классика современного джаза и рок-музыки.

 


 
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
«Метафизика звука» Каждое первое воскресенье месяца в 20.05
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.