26.05.11 15:32
CD-Гурман 30, 31 мая - 1 - 3 июня 2011

Kurt Elling
The Gate
Concord Jazz

Представлять лучшего, наверное, певца современного джаза - Курта Эллинга- наверное, нет необходимости. Однако, как это ни странно, практически невозможно кратко определить, в чем его отличие от других. Более того, на новом своем диске «Врата» , он ,например, импровизирует на тему Майлза Дэйвиса, отталкиваясь от аранжировки, которую сделал и многократно исполнял другой знаменитый певец джаза - Эл Жарро. Может быть, в том, что Эллингу, даже органичнее, чем тому же Жарро, удается интерпретировать. Казалось бы, смежный с джазлм, но, все-таки, совсем неджазовый материал – арт-рок группы King Crimson или авант-поп Джо Джексона.

Boris Savoldelli
Biocosmopolitan
Moonjune Records

Полтора года назад Си-Ди гурманы имели возможность познакомиться с итальянским новоджазовым вокалистом Борисом Савольделли не только в нашей программе, но и благодаря нескольким концертам в столице и окрестностях. В этом месяце певец снова побывал в нашей стране. Но и в этот раз, впрочем, концерты его прошли не с таким блеском, которого можно было бы ожидать, тем более, что в Год Италии в России можно было рассчитывать и на более серьезную поддержку СМИ. А ,между тем, непосредственно перед гастролями в России, дружественная нам фирма Moonjune records успела выпустить третий альбома Бориса – Biocosmopolitan. В отличие от предыдущего - Protoplasma, экспериментально-авангардных дуэтов с бескомпромиссным электрогитаристом Элиотом Шарпом, специальность Савольделли - электронное изменение и многократное «умножение» произвели настоящий фурор, а сам Савольделли оказался близок к звездному статусу, по крайней мере, в новоджазовых кругах. Тем более, что ему удалось привлечь к сотрудничеству уже «раскрученных» знаменитостей –бас-гитариста Джимми Хаслипа (из группы Yellowjackets) и трубача Паоло Фрезу.

В позапрошлом году фирме ЕСМ, которую, наверное, нет необходимости представлять нашим Си-Ди гурманам, исполнилось полвека. Все эти годы ЕСМ все так же отличает характерный саунд, созданным Айхером и его норвежским звукорежиссером Яном Эриком Консхаугом в студии Rainbow (Осло), как бы этот саунд ни определяли - как нордически холодный, прозрачный, как горный воздух, и в то же время по-импрессионистски утонченный. И с точки зрения джаза(с которого фирма начинала) – академически уравновешенный. И на первом плане у Айхера, как и в академической музыке, фортепьяно и новоджазовые пианисты: авангардист Пол Блей, первым подчинившийся эстетике Айхера, Кит Джеррет, в середине 1970-х давший легендарные концерты абсолютно свободных импровизаций в Кельне, Швейцарии и Японии. Чик Кориа, двумя фортепьянными дисками обозначивший переход нового джаза от авангарда к постмодерну. Показательно, что наш единственный новоджазовый артист ЕСМ – это тоже пианист- Михаил Альперин. Мы давно ждем от него новых работ, а пока- и все три мини-программы для Си-Ди гурманов-полуночников и "Домашняя музыка" "Радио России "Культура" на этой неделе будут посвящены пианистам-солистам и лидерам своих фортепьянных коллективов- от классических джазовых составов - трио и квинтета и (в "Домашней музыке) вполне академической трилогии пианиста-композитора Франсуа Кутюрье, посвященной Андрею Тарковскому.

Iro Haarla
Vespers
ECM

Cравнения финской пианиcтки и покойной афроамериканки Элис Колтрейн буквально во всех отношениях неизбежны: обе пианистки, начинавшие в ансамблях своих мужей, великих –без преувеличения джазменов - Джона Колтрейна и барабанщика Эдварда Весала. Как и покойная Эллис Колтрейн, Иро Хаарла не балует поклонников своего таланта. Прошло уже лет 6 с премьеры ее предыдущего проекта Northound – «На Север», и только сейчас вышел очередной диск Хаарла Vespers. Но – с теми же музыкантами, которые записывали и предыдущие ее проекты (и играли с ней еще в 1980-е в оркестре Эдварда Весала): с финским контрабасистом Уве Крокфорсом и норвежцами Матиасом Эйком (труба), Трюгве Сеймом (саксофоны) и Йоном Кристенсеном (ударные). Хотя на диске есть композиция, по названию вроде бы подразумевающая другое настроение, а именно «Окно на Юг», на самом деле – это еще более философски углубленная (чтобы не сказать «духовная») работа финской пианистки и арфистки (что явствует уже из названия диска «Вечеря» или «Всенощная».

Marcin Wasilewski Trio
Faithful
ECM

Вопреки расхожему мнению, не влиятельный артист фирмы ЕСМ польский трубач Томаш Станько создал трио своих аккомпаниаторов в составе Марчин Василевски- фортепьяно, Славомир Куркевич- контрабас и Михал Миськевич (ударные). Под названием «Просто акустическое трио» (сокращенно SAT),оно успело выпустить несколько альбомов в Польше, а дуэт Василевски-Уркевич еще до того, как трио отделилось от Станько, принял участие в других проектах лейбла ЕСМ. Третий с 2005-го года альбом Трио Марчина Василевского на ЕСМ, по репертуару, конечно же, сравнивают с американским трио Bad Plus. Однако американцы, которые тоже славятся чисто акустическими интерпретациями рок-музыки (у Василевского это – например, «Гипербаллада» Бьорк), вряд ли включили бы в свой репертуар романс Ганса Эйслера-Бертольда Брехта «У маленького радиоприемника» (из репертуара самого Дитриха Фишера-Дискау). И вряд ли выстроили бы форму и фактуру композиции «Песня для Свирека» вслед за Кшиштофом Комедой и даже Полом Блеем.

Craig Taborn
Avenging Angel
ECM

Афроамериканский пианист Крейн Тейборн до выпуска этого альбома сольных фортепьянных композиций-импровизаций присутствовал в каталоге ЕСМ только как сайдмен (в т.ч. с The Note Factory ветерана «корневого» импровизационного джаза Роскоу Митчелла, в то же время тянущегося к серьезной композиции ), и этот его четвертый сольный диск - первая авторская работа в Старом Свете и в отличие от предыдущих - насколько это возможно в современной аудиоиндустрии - акустическая, хотя у себя на родине Тейборн-солист больше был известен как клавишник-электронщик. Рискнем предположить, что отсюда и вроде бы не имеющее подтверждений в самом альбоме название «Ангел-мститель». Афроамериканец Тейборн отказывается от блюзовых форм, модальных импровизаций и квадратных ритмов в пользу фортепьянной эстетики, скажем, Альбана Берга. И в отличие от своих американских проектов представляет «Ангела-мстителя» гораздо больше соответствующим принципам евроджаза, чем работы большинства пианистов-европейцев. Диск вполне мог бы увидеть свет на ЕСМ под рубрикой New Series, посвященной академической музыке – композиторам Дьердю Куртагу и Арво Пярту, пианистам Алексею Любимову и Киту Джеррету и др.

 


 
16 - 27 июня в 15:00 ПРЕМЬЕРА «НРЗБ». Читает СЕРГЕЙ ГАНДЛЕВСКИЙ
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.