12.04.11 14:56
CD-Гурман 18 - 22 апреля 2011

Как раньше писали в газетах: вместо рецензии: 7-9 апреля с.г. в рамках «Дней Франкофонии 2011» прошел 7-й Фестиваль французского джаза или просто - Le Jazz. Три аудионовинки этой неделе - это самые последние по времени диски всех трех хедлайнеров этого фестиваля, который, как и все предыдущие, провели в обеих столицах (в Москве – во «Дворце на Яузе» и клубе «16 тонн») Французский культурный центр Institut Franзais и агентство Арт-Мания. Причем и кларнетист Давид Кракауэр и певица Чайна Моузес – по рождению - американский еврей и афроамериканка - даже вели, вопреки установкам Франкофонии, свои программы на родном языке джаза - английском. Зато ансамбль Les Doigts de L'Homme представлял первую самостоятельную школу джаза, сложившуюся в Старом Свете - так наз. Jazz Manouche, цыганский джаз.

Abraham Inc.
Featuring David Krakauer, Fred Wesley and Socalled
Tweet Tweet
Table Pounding Records

Давид Кракауэр учился сначала в США, но окончил Парижскую консерваторию по классу кларнета. Известный исполнитель «всей музыки мира» (включая академический авангард) Давид Кракауэр прославился, в первую очередь, свои ансамблем «Klezmer Madness , то есть - современной интерпретацией бытовой музыки еврейской диаспоры начала ХХ века. И именно «клезмерскую программу» показывало его трио на Le Jazz’e. Но последние проекты (на французском лейбле Label Bleu) –это синтез свободного джаза, хип-хопа и дитджейской электроники. Таков и проект Abraham Inc в котором Кракауэр участвует наравне с арфоамериканским тромбонистом Фредом Уэсли и рэппером, известным под псевдонимом «Так называемый»

China Moses & Raphael Lemonnier |
This One's For Dinah
Blue Note Records

Родившаяся в Лос Анджелесе Чайна Моузес получила известность во Франции (не столько как певица, сколько как ведущая французского MTV и киноактриса). Как и ее мать, знаменитая афроамериканская джазовая певица и общественная деятельница Ди-Ди Бриджуотер, по иронии судьбы выступавшая в Москве в тот же самый день 8 апреля, что и ее дочь. После шансона (с ветераном Мишелем Польнарефф и новой звездой Камий) и лаунжа (в группе Gabin) Чайна Моузес с ансамблем пианиста Рафаэля Лемоннье обратилась к ритм-энд-блюзовой и джазовой классике из репертуара певицы 1940-50-х годов Дайны Уошингтон. Однако, обладая совершенно иными по природе вокальными данным, «афроамериканка в Париже», за исключением одного-двух номеров, вполне логично не пытается ей подражать.

Les Doigts de l'Homme
1910
Cristal Records

В 1910-м году родился (даже не в самой Франции, а в Бельгии) Джанго Рейнхардт первый музыкант, который по праву читается создателем того, что сейчас называется евроджазом. Он прожил всю сознательную жизнь в цыганских таборах во Франции и в возрасте 18 лет сильно повредил пальцы на левой руке, однако, все же, смог стать профессиональным гитаристом. Отсюда и название квартета «Пальцы человека» и очередного диска «Пальцев», приуроченного к 100-летию выдающегося музыканта. Культ Джанго стал во Франции не только частью «цыганского джаза» - jazz manouche в целом, но беспроигрышным культурным экспортом, поэтому квартет охотно включает в свой репертуар и музыку других стран, в частности? на альбоме «1910» под названием Russian Melody – это «Полюшко-поле».

Rebecca Martin
When I Was Long Ago
Sunnyside Records

Ребекка Мартин начинала с исполнения собственных «серьезных» песен, то есть примерно так же, как Кассандра Уилсон (и до сих пор выходит на сцену с гитарой). Но - в отличие от афроамериканки Уилсон, Ребекка Мартин, переехав в Нью-Йорк и выйдя замуж за отличного контрабасиста Лэрри Гренадиера, практически сразу в начале 1990-х, переключилась на классический джазовый репертуар - стандарты. Супружеская чета выступает и записывается на диски, как правило вдвоем, иногда подключая музыкантов с которыми вместе начинали в 1990-е годы, в частности, на новом диске «Я - много лет назад» саксофониста Билла МакХенри. И в этом качестве все больше востребована клубной джазовой публикой и очень высоко оценивается критиками.


Sylvia Brooks
Dangerous Liaisons

На обложках в Интернете не очень видно, но жгучая брюнетка Сильвия Брукс – в отличие от просто на вид, рыжеватой Ребекки Мартин, Брукс - и правда получившая актерское образование – могла бы быть одной из знаменитых «роковых девушек» Дэйвида Линча. По счастью, в джазовой атмосфере молодая певица чувствует себя значительно органичнее, чем большинство «поющих актрис». Соответственно и свой дебютный диск Брукс составила преимущественно своему «роковому» имиджу (обратите внимание на название - англо-французский вариант многократно экранизированного романа Ш. де Лакло «Опасные связи», кстати, Роже Вадимом - с самим Артом Блэйки в саундтрэке),но при этом не боится, как и Ребекка Мартин, исполнять и трудную для пения балладу Билли Стрейхорна Lish Life («Шикарная жизнь»). Можете сравнить оба исполнения на волнах "Радио России "Культура".


 
«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
«Метафизика звука» Каждое первое воскресенье месяца в 20.05
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.