10.03.11 14:01
CD-Гурман 14 - 19 марта 2011

Cейчас, когда переиздаются в неотредактированном виде студийные «сессии» «электрифицированного» Майлза Дэйвиса рубежа 1960-70-х годов, еще более заметным становится место двух британцев в его первом джаз-роковом коллективе – Джона Маклафлина и Дэйва Холлданда. Поэтому на этой неделе – три поколения британского фьюжн-сплава – сначала рока и джаза, а потом - джаза и рока.


Soft Machine Legacy
Live Adventures
Moonjune records

Пока еще в строю старшее поколение рок-ветеранов. Tще в конце 1960-х экспериментировавшее с инструментально-джазовой импровизацией. В том числе и квартет Soft Machine Legacy («Наследие «Софт Машин»). Собственно, направленность завязалась уже в названии «Машина размягчения» - по книге культового писателя Уильяма Берроуза и идеолога джазовых битников. После политизации одного и перехода к претенциозному нью-эйджу другого участника «Софт Машин» и смерти уже в 21-м веке двух со-основателей «Наследства», продюсер лейбла Moonjune (это в свою очередь, тоже из названия - композиции «Софт машин») Леонардо Павкович еще раз возродил группу. Пригласив только одного музыканта, который в оригинальном составе никогда не значился, но играл в «Гонге» - группе единомышленников «Софт Машин», так называемых «кентерберийцев». И выпустил диск «Концертныe приключения» - записи с турне по Германии и Австрии 2009 года.


Food
(Thomas Strønen & Iain Bellamy)
Quiet Inlet
ECM

В проекте Food, в котором с норвежскими музыкантами играет британский саксофонист Иен Беллами, и на престижином лейбле ЕСМ Food выпускает свой первый (шестой за 12 лет) первый альбом «Тихая заводь».
Иен Беллами, в первую очередь джазмен, чем рок-музыкант. Он родился в 1964 году и начинал в середине 1980-х - самый известный проект тех лет, в котором Беллами прославился - это был, так сказать, джазовый «Персимфанс» Loose Tubes – не столько джаз-оркестр, сколько творческое объединение. Потом Беллами долго играл в группе Earthworks барабанщика Билла Бруфорда, то есть, можно сказать, джаз-рокера первого поколения.
Хотя в общем «электрической» музыку большинства ансамблей проектов и самого Беллами и тех, с кем он играл, электрическими назвать трудно, все – кроме самого саксфониста, - и барабанщик Стрёнен и гости - трубач Нильс-Петер Мольвэр и гитарист-компьютерщик Христиан Феннес работают с электронными орбработками своих звуков. Но вроде бы типично «атмосферный» саунд, которым славится продукция ЕСМ – как-то исподволь подогревается оригинальным сплавом джаза и рока.


Led Bib
Bring Your Own
Cuneiform Records

В 21-м веке пришло третье поколение британских джаз-рокеров. Наиболее показательное и лучше всего раскрученное это лондонское объединение F-IRE. У нас из него хорошо знают квартет «Acoustic Ladyland». У этого объединения в дело идет все - джон-зорновский постмодернизм, электронный нойз, прог-рок Фрэнка Заппы или скорее покойного Кэптена Бифхарта и скорее панк-роковый энергетический напор.
Формально совершенно самостоятельно от F-IRE существует квинтет Led Bib, но фактиченски он развивается в той же эстетике. За 7 лет с 2005-го года ансамбль, неизменно выступающий в том же составе - два альт-саксофониста и ритм-секция, выпустил три диска на британских независимых лейблах, а в 2008-м - первый на американском – Cuneiform. За него «Лед Биб» номинировался на премию Mercury Prize- иралндско-бриатнский аналог Грэмми. И вот второй альбом квинтета «Лед Биб» на том же американском лейбле. И все в той же напористой пост-панк-джазовой манере.

Jukka Tiensuu
Vie. Missa. False Memories 1-III

Историков (и теоретиков) музыки до сих пор интригует загадка 3-го Бранденбургского квартета И.С. Баха ,в первую очередь, из-за того, что в нем фактически отсуствует обязательная для того времени вторая, медленная, часть. Формально в нотах есть один так с двумя аккордами – и всё! Фестиваль камерной музыки в Кухмо (Финляндия) по-своему ищет решение этой загадки. В рамках Фестиваля 12 июля этого года в 11 часов утра по местному времени в церкви Кухмо будет этого года будет исполнен Бранденбургский концерт № 3 соль мажор И.С. Баха. По заказу Фестиваля композитор (в недавнем еще прошлом автор и исполнитель экспериментальной музыки , например, для четвертитонового клавесина) Юкка Тиенсуу выдаст себя за Баха и сочинит недостающую среднюю часть концерта. А пока выходит новый альбом с тремя сочинениями Тиенссуу- нарочито энигматического автора, который принципиально никаким образом не комментирует свои сочиненя. Непонятно даже, на каком языке названо открывающее диск сочинение - Vie, почему второе - Концерт для кларнетиста-виртуоза Кари Крийкку с оркестром – это Missa с соответствующими церковной Мессе подзаголовками. И лишь в свете предстоящего фестиваля проясняется «программа» третьего произведения - «Ложные воспоминания 1-3». Мы послушаем только второе из трех «Воспоминаний» и раздел «Глория» из Мессы.

Nikita Zeltser
Movement, vol. 1
Long Arms

В 2005-м году ведущий мини-программы аудиноновинок "Радио России. Культура" принимал участие в подготовке фестиваля Persona Non Grata,на котором встретил пианиста Никиту Зельцера и рекомендовал его лейблу Long Arms (между прочим, если соблюдать известные исторические правила, то его фамилия латинским шрифтом должна была выглядеть как Seltzer,а не так.как на диске). За прошедшее время лауреат конкурсов «Рояль в джазе» и фонда «Новые имена»,Зельцер успел поработать продюсером музыкальных программ кинофестиваля, «Кинотавр» и фестиваля современного кино 2morrow,а таукже создать свой собственный «Industrial jazz quintet».Но диск прдеставляет нам Никиту Зельцера-минималиста, последователя Терри Райли(которого он слышал в т.ч. и в центре «Дом» в 2000-м году). Минималистский «поток сознания» Зельцера вполне вписывается в новоджазовый контекст – так же, как легендарные свободные импровизации Кита Джеррета в Кельне, Швейцарии и Японии в 1970-е годы.


 
«Экранная копия» Программа о кино и вокруг кино Каждую среду в 18:35
16 - 27 июня в 15:00 ПРЕМЬЕРА «НРЗБ». Читает СЕРГЕЙ ГАНДЛЕВСКИЙ
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.