23.06 12:18

Максим Концевич получил Breakthrough Prize в области в математики
Французский ученый российского происхождения Максим Концевич стал лауреатом ежегодной Breakthrough Prize в области математики.

23.06 10:38

В МГУ интеллигенцию приобщают к суперкомпьютерам
Летняя суперкомпьютерная академия открывается в МГУ имени Ломоносова.

23.06 09:46

«Театральный олимп» открывается в Сочи
Более тысячи артистов станут участниками традиционного фестиваля «Театральный олимп», который стартует в Сочи.

23.06 09:44

Первый российский фильм вступает в конкурсную борьбу на ММКФ
Первый из двух российских фильмов, представленных от нашей страны в основном конкурсе 36-го Московского Международного кинофестиваля, покажут 23 июня на киносмотре.

23.06 09:42

Владимир Путин проведет заседание Совета по науке и образованию
Участники совещания будут обсуждать «вопросы инженерного образования, его квалификаций и подготовки технических специалистов»

23.03.10 13:35
Горькая правда

«Васса Железнова» - впервые выйдет на сцену Московского художественного театра. Сегодня вечером в Камергерском – премьера. Поставить историю о крахе богатой семьи в МХТ доверили питерскому режиссёру Льву Эренбургу. Для него это московский дебют.

Режиссёры редко обращаются к одной из самых мрачных пьес «буревестника революции». Даже в советское время МХАТ, носивший имя Горького, за неё не брался. Фильм Глеба Панфилова или спектакль Анатолия Васильева – среди немногих интерпретаций «Вассы».

Лев Эренбург свою постановку называет «историей потери души»: Я люблю Горького. Я считаю его незаслуженно на сегодняшний день «прижатым». А Горький, с моей точки зрения, большой писатель. И, мне кажется, рано или поздно будет приходить его время возрождения на сцене. Потому что при всей натянутости письма или при всей натянутости стиля горьковского там заложено на уровне мысли, на уровне чувства, на уровне чувственности, на уровне сердца очень много. У Горького всем артистам есть, что играть.

Эренбург известен своим вольным обращением с классикой. За что, кстати, два года назад его «Грозу» отметили  «Золотой маской». Чтобы оценить «Вассу» перелистывать Горького не потребуется. Режиссёра занимает верность духу автора, а уже потом – его слову: Хотя букву чтим, потому что из буквы черпаем основную информацию. У меня есть серьезное подозрение, что некоторые тексты уж очень берегутся от ножа. В середине прошлого века Лобанов, учитель моего учителя Товстоногова Георгия Александровича, говорил, что пренебрежение авторским текстом такой же грех, как ему доскональное следование. А это когда было.

Горький в пересказе Эренбурга не теряет своей глубины. Просто оказывается современным и понятным новому зрителю. Вместо вражды классовой - семейная. С изменами, пьянством, убийством: Я по факту являюсь художественным руководителем этого спектакля. Значит, все грехи этого спектакля, включая актёрские,  художнические, они мои. Это так. Я никогда не бываю совершенно удовлетворён актерами. Ещё меньше бываю удовлетворен собой.

Эренбургу с его  пристрастием к натурализму на сцене, в МХТ развернуться не дали. Герои ругаются, домогаются друг друга и бегают в нижнем белье. Жанр спектакля всё-таки предусмотрительно обозначили - «трагикомедия по мотивам пьесы»: Мы все, сидя в этих сценах, понимаем, что искомое для нас в русском психологическом театре это жизнь человеческого духа. Жизнь человеческого духа, с моей точки зрения, не до конца материалистической, всё-таки проявляется только через жизнь человеческого тела. А по поводу натурализма, для меня это не бранное слово. В «Вассе» да, натурализма меньше. Но не дали больше сделать. Как-то так звёзды не сошлись.

«Владелицу пароходов» Вассу Железнову играет острохарактерная Марина Голуб. До неё в этой шкуре побывали Чурикова, Пашенная, Раневская. Но Марина Голуб сравнений не боится. Она играет современную женщину – таким сомнения, кажется, незнакомы:  

Я никогда ничего не боюсь. Я не боюсь никаких стереотипов, я пытаюсь рассказать свою, современную историю. Таких женщин сейчас очень много. Они ведут бизнес, они ведут фактически эту страну. Они рожают детей. Им очень сложно с такими матерями - они их подавляют. Отсылают за границу учиться. Очень сложные процессы. Но такие женщины есть. Это очень русский характер. Она даже тогда был современной женщиной. Она занималась бизнесом, она умела считать деньги. У неё ходили корабли. Она была очень богата. У нас трактовка, что она очень хорошая, но она страшная женщина. Знаете как - она потрясающая. Хороши сложные характеры.

материал Анны Нечаевой


 
ПОИСК
  >>

Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
«Поэзия. Движение слов» по четвергам, в 16.05
«Экранная копия» Программа о кино и вокруг кино Каждую среду в 18:35
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2017 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2017. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.