Дмитрий Брусникин
20.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий БРУСНИКИН

Дмитрий Ситковецкий (violin-fund.ru)
19.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Дмитрий СИТКОВЕЦКИЙ

Хотиненко Владимир Иванович (фото - www.trud.ru)
18.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Владимир ХОТИНЕНКО

Сокольники (фото archpolis.org)
17.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Сергей ГЕОРГИЕВСКИЙ

Елена Камбурова
16.06 13:05
фото  
Аудио звук

«Действующие лица»
Елена КАМБУРОВА

20.11.09 14:05
«Действующие лица»:
Леонид ДЕСЯТНИКОВ

Л. Десятников и В. Вульф после эфира
фото  
Аудио звук

20 ноября пятница 14.05 гость программы - Леонид Десятников, композитор, музыкальный руководитель Большого театра.

 

 

 

Тема: премьера оперы «Воццек», планы Большого театра.

Ведущий - Виталий Вульф
 
Виталий Вульф: Сегодня у нас в гостях новый музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников. Я очень рад, что наша радиостанция первая откликнулась на приезд Леонида Десятникова в Москву. Он – человек очень большого таланта, большого дарования. Он – человек скромный. Он не боится высказывать свою точку зрения. В интервью он высказывается по-разному. Это объясняется тем, что, как эмоциональный и постоянно думающий человек, как подлинный человек искусства, он испытывает разные ощущения на один и тот же предмет. Это свойство отличало, например, Станиславского и Немировича-Данченко при всем их гигантском уме. Я не делаю сопоставлений Леонида Десятникова с великими режиссерами, но есть один очень интересный момент: Десятников-композитор. Музыкальным руководителем Большого театра еще никогда не был композитор. Была определенная традиция. Большой театр всегда возглавляли дирижеры, а директором был композитор. Мне нравится Десятников как личность, как индивидуальность. Я считаю, что это очень большое приобретение для Большого театра. Я был очень удивлен, когда в понедельник известный балетный критик Вадим Гаевский «пустил стрелы» в адрес Леонида Десятникова, а на самом деле, Десятников еще ничего не сделал, он только приехал в Москву. Десятников начал работать только несколько дней и нелепо сейчас судить его деятельность, тем более, что судить вообще никого не нужно в области искусства. Оценки могут возникнуть через какой-то определенный промежуток времени. Я лично очень рад, что сегодня такой талантливый человек, как Леонид Аркадьевич Десятников, в нашей студии. Когда Вы получили это высокое назначение, это было неожиданно? Мне интересно, какие чувства Вы испытали?

Леонид Десятников: Это было совершенно неожиданно. Мне показалось, что я должен принять это предложение, но для приличия попросил несколько дней для размышления. Это предложение сделал мне генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, человек, к которому я отношусь с огромной симпатией. Я считаю себя обязанным ему за ту твердую позицию, которую он занял в 2005 году, когда разворачивались известные всем события вокруг оперы «Дети Розенталя». Он защитил меня. Я очень ему признателен. 

Виталий Вульф: Я читал Ваши интервью. Вы считаете, что Большой театр должен стать «нормальным Большим театром». Что Вы в это вкладываете?

Леонид Десятников: В этом высказывании нет никакого подтекста. Это надо понимать ровно так, как это было сказано, за вычетом той редактуры, которую сделали в газете или журнале. Я считаю, что вокруг Большого театра царит очень много мифологии. Эта советская или досоветская мифология перевешивает реальные достижения театра. Любой театр всегда должен находиться в развитии, должен двигаться вперед. В театре должен быть обширный классический репертуар, должна быть представлена русская классика. Мне кажется, что сейчас недостаточно репертуарных названий, я имею в виду оперу. Поэтому сначала надо сделать «нормальный театр» с базовым классическим репертуаром, а потом делать великий театр.

Виталий Вульф: Делать Большой театр великим не нужно. Наши точки зрения в этом расходятся. Большой театр уже великий. Проблема заключается в том, что театр переживает разные периоды. Я много бываю в Европе и, прожив два года в США, я много слушал. Я все время вспоминал нас. Я понял, почему Большой театр имеет такой громадный успех, особенно в области балета. Обычных, нормальных театров в Европе очень много. Они очень похожи друг на друга. Сейчас принято вспоминать времена Галины Улановой, Марины Семеновой, Ольги Ляпешинской, Майи Плисецкой, но это не так. Сегодня балет очень силен, но с оперой стало хуже. После смерти Сталина к нам приезжали разные певцы. Сталинский период – это особый период. Он, кстати говоря, тоже парадоксальный. С одной стороны – это самое страшное время, страшнее не бывает, а с другой стороны – это время, когда Сталин очень хорошо содержал Большой театр. Он обладал большим количеством денег. Иксанов не имеет тех материальных возможностей, которые были тогда. Это сопоставлять не надо.

Леонид Десятников: Есть культурный феномен, в четырех словах его можно передать так: «забыть нельзя, пересматривать невозможно». Недавно я пересмотрел фильм, который Вы наверняка видели - «Большой концерт» Веры Строевой. Это фильм про то, как артисты Большого театра принимают у себя работников передового колхоза, а потом едут в колхоз с ответным визитом. В фильме представлены все большие звезды «послесталинского» времени. Его можно смотреть и слушать с радостью некого умиления, но напрямую это сейчас воспринимать нельзя.

Виталий Вульф: Как вы отнеслись к качеству исполнения Вашей оперы «Дети Розенталя»?

Леонид Десятников: Я отнесся к постановке в высшей степени положительно. Что касается музыкального уровня спектакля, то он был прекрасен. Дирижировал Александр Ведерников. Все, кто участвовал в этой работе, отнеслись к ней с должным энтузиазмом. Что касается режиссуры, то это то, что принято называть словом «спорный». На работу Эймунтаса Някрошюса есть разные точки зрения и все они имеют право на существование.

Виталий Вульф: У меня очень субъективная точка зрения. Я считаю, что количество приглашенных драматических режиссеров на постановку опер не очень оправдано. Для того, чтобы ставить оперу надо быть мастером оперной режиссуры.

Леонид Десятников: Мы находимся в положении гоголевской Агафьи Тихоновны. В природе редко встречаются люди такие как, например, Дмитрий Черняков. Это вынужденная ситуация, когда выдающийся кино- и театрально-драматический режиссер работают в опере. Это не от хорошей жизни.

Виталий Вульф: Безусловно, Черняков – очень талантливый человек. У меня было очень спорное отношение к его постановке «Евгения Онегина». Она у меня вызвала вопросы, но то, что постановка талантливая – без сомнения. Речь идет не о критике. Скажите, чтобы Вы хотели поставить на сцене Большого театра? Я имею в виде оперу.

Леонид Десятников: «Я не могу ничего планировать. Прежде всего, мы – команда. Есть генеральный директор и его заместители. Вопросы репертуара и названий решаются коллегиально. У меня есть мечты, но я не уверен будут ли они воплощены. Я бы хотел, чтобы в Большом театре появилась опера «Билли Бад» Бенджамина Бриттена. Я думаю, что их время еще не пришло. Я имею в виду современные оперные произведения конца XX начала XXI вв. Я большой почитатель творчества американского композитора Джона Адамса, который крайне плодовит в области оперы и если в Москве шла бы одна или две его оперы – это было бы замечательно. Он – композитор политически очень ангажирован, с четкой либеральной позицией и при этом невероятно изобретательный, интересный, эмоционально насыщенный.

Виталий Вульф: Зритель должен быть очень сильно подготовлен к таким постановкам. 

Леонид Десятников: Поэтому это и останется мечтой.

Виталий Вульф: Сейчас русская классика не воспринимается. Есть забытые оперы. Я считаю, что опера «Царская невеста» - гениальная опера, но она обветшала. Она идет в таком качестве, что «не цепляет» зрительный зал. 

Леонид Десятников: «В начале сезона в театре была объявлена программа на три предстоящих сезона, но в более отдаленном будущем возможно появление оперы «Царская невеста». Это планируется. Также через два сезона в Большом театре будет идти опера «Чародейка». Это объявлено. Широкий оперный зритель – костный, он хочет совсем не многого. Мне кажется, что надо ориентироваться на разного зрителя.

Виталий Вульф: Поскольку я часто бываю на Западе и смотрю там телевизор, я удивляюсь, насколько наше телевидение выше западного. Там чудовищное телевидение. Оно неинтересное и неталантливое. У нас есть много интересных вещей. Людей надо подымать, а не опускать до их уровня. Голоса есть, но актерское исполнение резко хромает.

Леонид Десятников: Это зависит от режиссера. Как превратить оперного актера в подвижного драматического артиста. Это большая проблема. Он должен делать вид, что он – настоящий актер. Проблема в том, что оперные артисты редко отрывают свой взор от дирижерской палочки, это их сковывает.

Виталий Вульф: Вы все время планируете находиться в Москве?

Леонид Десятников: Я делал опрометчивые заявления, что я буду приезжать в Москву, но теперь я понимаю, что мне необходимо распрощаться с питерской ностальгией и перебираться в Москву. Главная проблема, которая, я надеюсь, решится, это возможность работать здесь композитором. В Москве я живу на съемной квартире, там есть пианино. Я думаю, что я смогу в достаточной степени сосредоточиться на композиторской работе.

Виталий Вульф: Я посмотрел список Ваших произведений, написанных за эти годы. Я был восхищен их количеством и разнообразием.

Леонид Десятников: После «Детей Розенталя» я мало что писал.

Виталий Вульф: Мне кажется, что не бывает художника, который всегда себя чувствует идеально. Так не бывает.

Леонид Десятников: Петр Ильич Чайковский всегда работал. Он каждый день садился за стол и работал. Мы должна равняться на гениев.

Виталий Вульф: Это очень трудно равняться на гениев. Скажите, пожалуйста, с какими дирижерами вы будете работать?

Леонид Десятников: В данный момент у нас на выпуске премьера. Это опера Альбана Берга «Воццек». Дирижирует Теодор Курентзис. Я его очень ценю. У нас есть еще четыре дирижера, которые сделали успешную карьеру в Европе - Василий Синайский, Владимир Юровский, Кирилл Петренко, Александр Лазарев. Я думаю, что этот список будет расширяться. Сейчас ведем переговоры с русскими дирижерами. Очень многие русские дирижеры неплохо существуют вне России, это нормально, но я хотел бы, чтобы они приезжали в Россию чаще.

Виталий Вульф: Скажите, Вы занимаетесь балетом?

Леонид Десятников: «Русские сезоны» - это сочинение, которое было написано для скрипача Гидона Кремера и его оркестра. Этот диск услышал Ратманский и использовал эту музыку для балет. Как раз сейчас я пишу балет, который будет ставить Ратманский. Если Вы спрашиваете меня, занимаюсь ли я балетом в качестве музыкального руководителя Большого театра, я отвечу, что, наверное, существует такая традиция, по которой музыкальный руководитель Большого театра не очень вмешивается в балетные дела. Исключение, наверное, составил Геннадий Рождественский, который снял балет «Дочь фараона» с репертуара, потому что музыка показалась ему не очень высокого качества. Я не склонен к таким радикальным жестам. Я все-таки думаю, что в музыке второго ряда есть некая прелесть. Я бы так не поступил.

Виталий Вульф: Когда принимается к постановке балет, каково Ваше участие в составлении репертуарного плана? 

Леонид Десятников: Наверное, я буду вмешиваться, но пока прецедентов не было. В театре, наверное, появится очень перспективный британский хореограф Уэйн Макгрегор. Я ознакомился с его постановками и оценил музыкальную составляющую этих спектаклей. В одном из своих балетов, который, видимо, будет перенесен в Большой театр, используется музыка, направление которой - гаражный рок. Эффект свежий. Эта будет удача для Большого театра. На днях он приезжает в Москву, я хочу с ним познакомиться.

Леонид Десятников: Я довольно хорошо знаю оперу «Воццек» и предложил некие усилия для пропаганды этого проекта. Мы открыли блог, где опубликовали биографию Альбана Берга, рассказали об артистах, которые принимают участие в этом спектакле, выложили видео с репетиции. Это - новая форма работы с потенциальным зрителем. Мы надеемся на успех.

Виталий Вульф: Я благодарю Вас, что Вы пришли к нам. Сегодня Вас узнает театральная Москва, потому что надо, чтобы Вас знали.


 
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
«Поэзия. Движение слов» по четвергам, в 16.05
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.