Дмитрий Ухов

фото  

«CD-Гурман» Дмитрия Ухова
Мини-программа о музыке в записи, новой и старой - всей, кроме популярной музыки и классики.

Ассоциация

фото  

«Exotica»
Ассоциация Exotica, возглавляемая известным теле- и музыкальным продюсером Андреем Борисовым, по сути является первым отечественным мультимедийным проектом, охватившим все возможные сферы современной музыкальной культуры.

Кадр из клипа на песню Битлз Здесь восходит Солнце› (Here Comes the Sun). Изображение с сайта youtube.com

фото  

«Let it be»
Ведущий и гости программы «Let It Be» - «Пусть сбудется» - стараются препарировать всем хорошо известные факты и даты, связанные с The Beatles так, чтобы они звучали по новому; подавать до боли знакомые мелодии так, чтобы можно было обратить внимание на некоторые нюансы и чтобы музыка зазвучала под другим углом.

Книги (mikolka.info)

фото  

«Азбука чтения»
Говорят, что сейчас книжный голод, что книг нет, что книг мало - это неправда. Есть лень, есть нежелание интересоваться современной литературой. Появляются интересные, знаковые книги - их мы и будем вылавливать из книжного потока, они и станут темой наших разговоров.

Историческая литература. Иллюстрация с сайта www.forU.ru

фото  

«Академия детских наук»
Вопросы образования актуальны для каждого... «Радио России. Культура» ищет ответы на такие вопросы. Результаты поиска – в программе «Академия детских наук».


«Домашняя музыка с Дмитрием Уховым»
Дмитрий Ухов, музыкальный обозреватель (фотограф Антон Валентинов: www.colorfoto.narod.ru)
фото  

В 1:00 ночи с пятницы на субботу

 

 





Здравствуйте! Я - Дмитрий Ухов. На нашем радио «Культура» я, кроме всего прочего, веду цикл «Домашняя музыка», в котором звучат записи с концертов московского культурного центра «Дом». И в первую очередь такие, какие можно услышать только в «Доме». «Дом» специализируется на музыкальной импровизации – от фольклора и джаза до электроники и авангарда. А это значит, ни один концерт даже тех же самых музыкантов никогда не повторяет другой. Разве что в записи – и только в нашей «Домашней музыке».

Кроме концертной, однако, есть и еще студийная «Домашняя музыка» – для коллекционеров острых музыкальных ощущений, если перефразировать Оскара Уайльда. Только дома, только из записанной музыки можно по своему умению и хотению составить свой собственный концерт, в котором будет все и сразу: от этники до авангарда. И который, конечно же, невозможен в концертном зале и даже в радиостудии. Но вполне осуществим в нашей новой «Домашней музыке».
Ваш Дмитрий Ухов.


Программа «Домашняя музыка» на «Радио России. Культура» первоначально задумывалась как прямые трансляции из культурного центра «Дом». По техническим причинам это оказалось невозможно, и мы стали передавать концерты «Дома» в записи. Но со временем и этих записей стало меньше и мы осознали, что многое из того же, что звучит в «Доме» есть и у автора программы - Дмитрия Ухова - в его домашней коллекции. Так что теперь «Домашняя музыка» – это программа, которая объединяет (иногда даже в одном выпуске) всю музыку мира. – от фольклора до авангарда. Кроме классики и поп-музыки, в первую очередь, той, что и так звучит вокруг - всегда в и повсюду. И название «Домашняя музыка» приобрело иное значение. Это программа для коллекционеров острых музыкальных ощущений, если перефразировать Оскара Уайльда. Только дома, только из записанной музыки можно по своему умению и хотению составить свой собственный концерт, в котором будет все и сразу, и который, конечно же, невозможен в концертном зале и даже в радиостудии. Но вполне осуществим в нашей новой «Домашней музыке». 

Анонсы программ:

размер: 18041 байт28 июня:
Renaissance Rock

Если аудиновинки для CD-гурманов на этой неделе посвящены актуальному джазовому мэйнстриму, то наша "Домашняя музыка" – совсем другому, рок-репертуару в интерпретации старинных, в том числе и добаховских, музыкальных инструментов.
Еще раз в нашем эфире - рок-музыка от «Битлз» и «Блэк Саббат» до Фрэнка Заппы - в исполнении квартета словацкого гитариста Йозефа Жапки (Jozef Zsapka) и «Пражских мадригалистов», эстонского квинтета Rondellus и финского ансамбля инструментов эпохи барокко Ambrosius (на фото), который специализируется на музыке ХХ-ХХI веков.

размер: 20111 байт

21 июня:
Нетемперированный клавир
Мы повторяем нашу программу «Нетемперированный клавир», чтобы наши слушатели могли сравнить новации композиторов и пианистов ХХ-ХХI века с традиционным подходом к фортепьяно, который продемонстрируют аудионовинки этой недели – в другом нашем цикле «CD-гурман». Со времен «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха более двух столетий классическая музыка не покушалась ни на темперированный строй, ни на сам клавир, в смысле – фортепьяно. Но на рубеже ХIХ и ХХ веков начались эксперименты с самой природой пианино/рояля как клавишного инструмента и параллельно – с его, казалось бы, незыблемым строем из 12 равных полутонов (Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Хуан Карильо). Из-за распространения опытов с магнитофонами и электронным синтезом звука эксперименты эти вроде бы приостановились, но к концу ХХ века – наоборот – возобновились с новой энергией как своего рода противопоставление как раз стремительному развитию электронной техники. Причем объединяются обе системы: и 1) игра на струнах рояля (как на щипковых инструментах – цитре или арфе разными предметами – cordepiano покойного петербуржца Сергея Белимова, и как на смычковых – у американца Стивена Скотта до десяти исполнителей вместе – каждый пропускает волос от смычка под струнами одного рояля) и 2) иные принципы настройки инструмента (включая изначально существующий в природе натуральный строй).
В этой "Домашней музыке" прозвучат сочинения для по-разному настроенных (и нарочито ненастроенных) фортепьяно Сергея Загния, Лямонта Янга, Росса Боллетера и Денмана Маруни. А также – для сравнения – Прелюдия до минор из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха (из программы Антона Батагова «Как проехать из до минора в до мажор»). фото cordepiano - Wikimedia Commons.

размер: 33957 байт14 июня:
До последнего времени московский журналист Сергей Стельмах вел в еженедельнике «Футбол» рубрику «Музыкальная пауза» о музыкальных пристрастиях футболистов. А среди музыкантов гораздо больше, чем принято считать, футбольных болельщиков. У кинокомпозитора Майкла Наймана есть сочинение «АЕТ» («После дополнительного времени»). Выдающийся российский композитор Александр Раскатов, чья опера «Собачье сердце» недавно поставлена в миланской «Ла Скала», говоря о проблемах музыкального исполнительства, прибегает к сравнению с футбольной стратегией и сокрушается по поводу того, что день открытия ЧМ-2014 на стадионе «Коринтианс» в Сан-Паулу совпадает с премьерой его сочинения в Стамбуле. (Интервью с маэстро – в одном из ближайших выпусков «Домашней музыки»). О том, что Бразилия – футбольная держава, однако, знают далеко не только болельщики, а вообще любители спорта. Увы, гораздо менее известна – за теми исключениями, которые подтверждают правило, - Бразилия музыкальная. Но иногда футбол и музыка находят друг друга. Как именно – сюрприз, о котором мы расскажем в конце этого выпуска нашей с вами «Домашней музыки».
Напомним, что девизом другой нашей программы, о мировой музыке –«Хождение за три моря», даже являются строки Жилберту Жила – популярного фолксингера и в 2003-2008, министра культуры Бразилии:
Когда-то мир был маленьким
А Земля – большой.
Теперь мир стал большим,
А Земля уменьшилась
До размеров спутниковой тарелки
Но есть и другая Бразилия, которая раскрывается только с начала XXI века и которой будет посвящена наша «Домашняя музыка» - это и дарк эмбиент Густаво Жобима, и мультмедиа группы Labirinto и дуэта Porto. Причем новая бразильская альтернатива сознательно не отрывается от мировых культурных процессов. Достаточно сказать, что дуэт Porto заимствует название своего нового диска из притчи Франца Кафки, а радикальное новоджазовое трио Honoravel Harakiri – из рассказа Чака Паланика.
фото - www.featurepics.com

размер: 22582 байт

7 июня:
Как извещает афиша московского культурного центра «Дом», петербургский лейбл Intonema и московский Mikroton Recordings, соответственно – петербуржец Илья Белоруков (Интервью с Ильей было записано довольно давно, но в эфир – по нашей вине – пока еще не вышло) и московский музыкант и продюсер Курт Лидварт (это псевдоним) представляют в Москве и Санкт-Петербурге с 5-го по 8-е июня 5-ый международный фестиваль импровизационной музыки «Тени Звука 2014». Из гостей примут участие в прошлом известный швейцарский джазмен, сейчас импровизатор и кинокомпозитор Норберт Мёсланг, австрийский программист и музыкант Клаус Филип, Арнольд Хаберл (Noid) и, разумеется, вместе с ними и соло музыканты из России (Алексей Поповский, Алексей Борисов, дуэт Алексея Сысоева и гитариста Дениса Сорокина, а также – Сергей Костырко)

 

Курт Лидварт: «И «Тени звука», и оба наших лейбла – это «электроакустическая импровизация». Такая, в которой, если импровизатор чувствует, что он уже никак и ничем общее целое не изменит, то он, скорее всего, предпочтет ничего больше не делать. Мы с Ильей Белоруковым, например, всегда стараемся избежать «мышечной памяти», не повторять одно и то же раз за разом. В конечном итоге, это попытка освободиться – освободиться от планов, от судьбы, в принципе – от будущего и попасть в то, что есть сейчас, в настоящий момент. И в конечном итоге – найти путь к свободе». фото – vk.com

размер: 19620 байт31 мая:
21 мая в культурном центре «Дом» не в первый уже раз выступил выдающийся французский музыкант Пьер Бастьен – трубач и….изобретатель, создатель собственного «механического оркестра». Этот концерт надо было видеть: Бастьен назвал свою программу Playing with Dead, в которой он музицирует под фонограммы в том числе и давно ушедших из жизни музыкантов (которые появляются в кинопроекции). В программе Бастьена предусмотрено так же участие музыканта-импровизатора, роль которого в «Доме» уже не в первый раз исполнял руководитель Ансамбля 4:33, скрипач и композитор Алексей Айги. Вместе в 2001 году они даже записали компакт-диск «Кириллическая музыка» (SoLyd Records). В том числе и о нем мы напомним нашим слушателям "Домашней музыки", которым на концерте Playing with Dead побывать не довелось. Фото – www.dom.com.ru

размер: 39071 байт24 мая:
Сан Ра (1914-1993)
22 мая отмечается 100-летие культового (вот здесь это расхожее определение действительно подходит) джазового музыканта – пианиста, композитора, руководителя оркестра, известного под псевдонимом Сан Ра («Солнце Ра»). Афроамериканец, пианист и аранжировщик одного из первых биг-бэндов – Флетчера Хендерсона (у него «король свинга» Бенни Гудмен «купил» аранжировки, с которых началась его – Гудмена – слава) оркестру, в 1950-е – создатель джазового биг-бэнда сначала с фирменным, почти комедийным имиджем «космического комикса», что нашло отражение уже в том, как на письме выглядело слово «оркестр» - Arkestra ( слоги «ар-ра» плюс аллюзия к слову «Ark» - «ковчег») разными эпитетами «Аркестра… «солнечного мифа», «космической дисциплины», «избранников вселенной» и т. д. и т.п. Жизненная философия Идеи Сан Ра явно продолжала духовно-мистические искания устремлений начала прошлого века (в т.ч. - композитора Скрябина, поэта Хлебникова, «музыканта-суфия» Инаята Хана) и впоследствии подхваченные поп-культурой (афроамериканская группа Earth, Wind & Fire). А на практике, в конце концов, нашла выражение в новаторской ритмике, применении первых электроинструментов – задолго до моды на «электронику», а во фри-джазовые 1960-е – опыты по соединению композиции и свободной коллективной импровизации. «Аркестра» Сан Ра дважды выступал/а в СССР (Тбилиси – 1989, Москва -1990), а после смерти самого маэстро – в том числе и в Туве в 2004-м. Нельзя забывать и о том, что Сан Ра стал и первым, и последним джазовым музыкантом, с которым публично выступил не больше и не меньше, а сам Джон Кейдж. Это выступление и прозвучит в "Домашней музыке" (вместе с музыкой из классики Уолта Диснея и сольной интерпретацией популярного у нас «Сейнт-Луис блюза» Уильяма Хэнди). Фото – Александра Забрина.

размер: 23845 байт16 мая:
22 мая в зале «Глобус» Школы Драматическогог искусства на Сретенке состоится презентация уже второго компакт-диска пианиста и композитора Антона Батагова Post Production. На нем записаны сочинения Батагова, которые первоначально возникали как музыка для кино и телевидения. Но автор превратил ее из саундтрэков сначала в концертные, а потом и в студийные – по аналогии с постпродукцией в кино – фортепьянные пьесы. Принципиально в этом отношении, что записаны они были на том же самом рояле, в том самом зале «Глобус», в котором и состоится презентация нового релиза лейбла FANCYMUSIC. Накануне концерта Антон Батагов и Сергей Красин – основатель, владелец и продюсер FANCYMUSIC, побывали в студии "Радио России. Культура". Говорили мы и о презентации диска Post Production, а также о двух новинках лейбла – первом монографическом диске петербургского композитора и музыковеда Бориса Филановского с оперой Playlist и альбоме «Структура №54» квартета Алексея Круглова-Романа Столяра, записанном в Новосибирске (диск был уже представлен в московском клубе Алексея Козлова 3 мая).
Дмитрий Ухов: Достижения лейбла Fancymusic, в самом общем плане: во-первых, благодаря артистам лейбла кажется, наконец, преодолевается барьер, который в свое время не удалось преодолеть ни первому нашему авангардному смотру новой музыки - «Альтернативе», ни последующим фестивалям новой музыки. А именно – барьер между новоджазовой импровизацией и академической музыкой, которая не опирается на фиксированный нотный текст.
Второе: одновременно представить оба наиболее отстоящих от академического мэйнстрима течения – перфоманс и концептуализм, с одной стороны, и пост/минимализм – с другой. Причем в этом отношении нас ждут сюрпризы от FANCYMUSIC.
Антон Батагов: Совершенно нереальный для всей современности факт: FANCYMUSIC с такой интенсивностью и с такой, я бы сказал, точностью работает над всеми компонентами, которые в целом и представляют собой компакт-диск. Вот перед нами стопка компакт-дисков, и среди них нет ни одного, в котором хоть что-нибудь было бы не так. Я не говорю уже об их безупречном оформлении.
Сергей Красин: Вопрос, который мне часто задают о планах на будущее и о том, что будет дальше? И на который я очень люблю отвечать, потому что ответ на него всегда разный: сегодня – обязательно появятся новые имена, в том числе, хорошо известные, но новые для FANCYMUSIC. Но мы будем расширять и углублять наш каталог за счет сочинений композиторов, чьи имена в нем уже есть./фото Алекса Йоку и Ольги Рождественской

размер: 17631 байт10 мая:
Джаз не сдается! И в этом году наша праздничная майская программа снова называется «Джаз не сдается». В нее включены уже известные и ранее не звучавшие у нас джазовые пластинки, в том числе - сделанные вопреки нацистскому «запрету на свинг» и в самой Германии, и в оккупированной Европе (от Франции до Дании). А также француза Стефана Грапелли из программы радио Би-Би-Си на немецком (в самой гитлеровской Германии джаз, как известно, был фактически под запретом). Есть сведения, что в 1943 году постоянного пианиста Грапелли заменял слепой вундеркинд Джордж Ширинг, позднее кумир будущих битников (Ширинг даже упоминается в романе Джека Керуака «На дороге»). В заключении – нечасто звучащая пластинка легендарного оркестра Эдди Рознера 1945 года (на снимке – с двойного альбома фирмы «Мелодия») - очень популярный в те годы «Голубой прелюд» Дженкинса-Бишопа (в конгениальной аранжировке Вадима Людвиковского).
 

размер: 18892 байт3 мая:
На фоне сравнительно медленно, но неуклонно падающих тиражей физических носителей звука (притормозилась даже статистика продаваемых виниловых дисков), аудиоиндустрия старается не сдаваться. В этом году в 7-й раз по традиции в третью субботу месяца, 19 апреля, прошел День грампластинки (Records Store Day). Только в этот день на прилавках появляются издания и переиздания редких записей, которые специально приурочиваются именно к этой дате.
Апрель вообще давно уже считается месяцем джаза, а 30 апреля – Международным днем джаза. В этом году именно в этот день отмечался полувековой юбилей одно из самых значительных работ за всю историю джаза – пластинки A Love Supreme («Высшая любовь») Джона Колтрейна. Пластинка была записана за один день – 9 декабря 1964 года, но вышла еще через полтора месяца. Собственно, период с 1959 года (когда вышел альбом Kind of Blue Майлза Дэйвиса при участии того же Колтрейна) по февраль 1965 (первый тираж «Высшей любви») неофициально считается пиком развития джаза как самостоятельного вида музыкального искусства. А те полвека, которые последовали вслед за смертью саксофониста 17 июля 1967 года – до сих пор называются постколтрейновскими.
Сам Колтрейн со своим квартетом «Высшую любовь» в оставшиеся два года жизни редко играл в неизменном виде (и записал лишь однажды, в июле 1965 года – на джаз-фестивале в Антибе, Франция,). Но джазмены до сих пор еще реже решаются подступиться к ней как к единой композиции (и ни одна попытка не считается конгениальной). Гораздо больше распространены своего рода «музыкальные рефлексии» на темы «Высшей любви», как альбом Алексея Круглова-Яака Соояара «Стерео-осень» с композицией «Следуя за Джоном Колтрейном», о котором мы рассказывали в нашей программе аудиновинок для Си-Ди гурманов, и вместе с полной записью пластинки Колтрейна 1964 года повторим нашу мини-програму о «Стерео-осени» (от 5 марта 2012 года).

размер: 13553 байт26 апреля:
В этой программе - лауреаты джазовых номинаций премий «Грэмми». Как раз в самой Америке относительно «Грэмми» (и «Оскара») родилось выражение «Номинируют по художественным принципам, но при присуждении руководствуются отнюдь не только ими». Тем не менее, выбор NARAS («Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук») дает если не стопроцентно объективное, то вполне определенное представление о тенденциях в популярном джазе наших дней. Так что за исключением вполне академического песенного цикла Марии Шнайдер для вокалистки Дон Апшоу (о котором мы говорили еще летом в программе для Си-Ди гурманов) и Концерта для саксофона с оркестром покойного Клэра Фишера (который почему-то проходил по категории «мировая музыка»), всех, кто получил «Грэмми» за джаз в этом году мы послушаем - от лучшего импровизационного соло саксофониста-ветерана Уэйна Шортера до интерпретации легендарного альбома Эллингтона-Роуча-Мингуса Money Jungle ансамблем барабанщицы Терри Л. Кэррингтон. Тем более, что отдельную церемонию вручения «золотых граммофончиков» за «джаз и классику» в мировом масштабе по ТВ не показывают (фото - rollingstone.ru). 

размер: 20111 байт19 апреля:
Нетемперированный клавир

Со времен «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха более двух столетий классическая музыка не покушалась ни на темперированный строй, ни на сам клавир, в смысле - фортепьяно. Но на рубеже ХIХ и ХХ веков начались эксперименты с самой природой пианино/рояля как клавишного инструмента и параллельно - с его, казалось бы, незыблемым строем из 12 равных полутонов (Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Хуан Карильо). Из-за распространения опытов с магнитофонами и электронным синтезом звука эксперименты эти вроде бы приостановились, но к концу ХХ века - наоборот - возобновились с новой энергией как своего рода противопоставление как раз стремительному развитию электронной техники. Причем объединяются обе системы: и 1/игра на струнах рояля (как на щипковых инструментах - цитре или арфе или разными предметами - cordepiano покойного петербуржца Сергея Белимова, и как на смычковых - у американца Стивена Скотта до десяти исполнителей вместе - каждый пропускает волос от смычка под струнами одного рояля) и 2/иные принципы настройки инструмента (включая изначально существующий в природе натуральный строй).
В этой "Домашней музыке" прозвучат сочинения для по-разному настроенных (и нарочито ненастроенных) фортепьяно Сергея Загния, Лямонта Янга, Росса Боллетера и Денмана Маруни. А также - для сравнения - Прелюдия до минор из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха (из программы Антона Батагова «Как проехать из до минора в до мажор»). Фото cordepiano - Wikimedia Commons.

размер: 48057 байт12 апреля:
12 апреля – День космонавтики. В этот день в 1961 году космический корабль «Восток» с советским космонавтом Юрием Гагариным стартовал с космодрома «Байконур», облетел по околоземной орбите нашу планету и через 108 минут успешно совершил посадку. Но уже в эпоху первых искусственных спутников Земли музыкальные опыты со звуками, которые генерировались специальным электронным оборудованием, уже неизменно стали ассоциироваться с Космосом («Запретная планета» - Forbidden Planet, 1956, саундтрэк супругов Л. и Б. Бэррон; панорамная короткометражка «В космосе», композиторы Э. Артемьев и С. Крейчи - 1958). Мы и послушаем сегодня музыку Станислава Крейчи и Эдуарда Артемьева, на пластинке названную «Космос», саундтрэк Артемьева к «Солярису» Андрея Тарковского (с японской виниловой пластинки; как ни парадоксально, несмотря на несколько аналоговых переизданий так и не доступной на родине режиссера и композитора) и попытку «альтернативной» композиции по мотивам «Соляриса» Тарковского-Артемьева японского электронщика Исао Томита (1978). На фото – обложка прошлогоднего (снова – аналогового) переиздания саундтрэка Э.Артемьева на лейбле «Мирумир», в сущности, повторяет японскую - 1972 года.

размер: 16116 байт5 апреля:
Фортепьяно - между джаз-клубом и филармонией, выпуск 2-й
Год назад мы уже знакомили наших слушателей с уникальным дуэтом выдающихся австрийских пианистов - Фридриха Гульды и Джо Завинула, который по счастью был записан радио WDR в Кёльнской филармонии в 1988 году. Но только в 2006-м запись была выпущена на компакт-диске. Гульда и Завинул - соученики по Венской консерватории, но первый сделал филармоническую карьеру, исполняя преимущественно Моцарта и Бетховена, а второй - в 1950-е годы эмигрировал в США и стал чуть ли не первым европейцем, принятым в афроамериканские джазовые круги. Однако Гульда параллельно увлекался джазовой импровизацией и композицией, а Завинул никогда не оставлял занятий академическим исполнительством, хотя продемонстрировал это публично именно в дуэтных концертах с Гульдой уже в 1980-е годы. Но поскольку даже самая полная их запись все равно короче по длительности, чем формат "Домашней музыки", со временем родилась идея: кратко проследить эволюцию фортепьяно «между джаз-клубом и филармонией» так, чтобы музыканты из академических кругов показали свой интерес к джазовой импровизации, а джазмены - наоборот - основательные знания академической композиции. И сразу в одну линию выстроились и сочинитель музыки для пианол, в прошлом - джазовый трубач Конлон Нанкарроу, и композитор-экспериментатор Сальваторе Мартирано, и популярный постминимиалист Джон Адамс. А также - наши: Родион Щедрин и, можно сказать, культовый на Западе автор фортепьянной музыки - Николай Капустин, в 1960-е - пианист биг-бэнда Олега Лундстрема. А также джазовые музыканты, сочиняющие вполне академическую музыку: швейцарец Даниэль Гойон и афроамериканец Энтони Дэйвис. В результате получается, что дуэт Гульда-Завинул, который в "Домашней музыке" играет «Вариации для двух фортепьяно и биг-бэнда» Гульды, при всей своей уникальности, тоже встраивался в линию «фортепьяно - между джаз-клубом и филармонией».

размер: 45254 байт29 марта:
Гость программы - Кирилл Рыбаков, лауреат многих исполнительских конкурсов, кларнетист, музыковед-историк, доцент Московской консерватории. С маэстро Рыбаковым мы говорим об особенностях исполнения старинной и новой музыки на кларнете и слушаем его собственные записи для престижнейших немецких лейблов Wergo и ECM. Как современных классиков (Валентина Сильвестрова, Арво Пярта), так и молодых композиторов Мартона Иллеша и Стефана Полита. А также по выбору маэстро Сонату К.Ф.Э. Баха, Арию из Кантаты № 82 И.С. Баха, «Мессу для мира», Войчеха Киляра (Польша) и новоджазовый дуэт кларнетистов Жака Ди Донато-Ксавье Шарля (Франция).
Кирилл Рыбаков: «Во все эпохи музыка была современной: современники Моцарта играли музыку Моцарта, современники Шумана - музыку Шумана. Феномен классической музыки начался, наверное, с Медельсона, который открыл «Страсти по Матфею» Баха. А потом, со времен Арнольда Шенберга - и разделение музыки на классическую и современную». Фото - из собрания Кирилла Рыбакова.

размер: 55474 байт22 марта:
Приветствуем новую программу "Радио России. Культура" – «Метафизика звука» и ее ведущего Дмитрия Николаева, замечательного российского звукорежиссера, лауреата международных премий в той области искусства, которая называется саунд-арт, hörspiel или Ars Acustica. А в ожидании очередных выпусков этого цикла, представляющего имманентно свойственный радио жанр «Арс Акустики», предлагаем классический опыт аудиоинсталляции: озвученную, с одной стороны, самим художником Жаном Дюбюффе (1901-1985) выставку своих картин, скульптур и движущихся объектов под названием Coucou Bazar. А с другой - ей посвятил свою 11-частную сюиту с тем же названием знаменитый музыкант, композитор-электронщик, продюсер, фотограф, кинокритик и литератор Ильхан Мимароглу (1926-2012). "Домашняя музыка" уже рассказывала и об опытах Мимароглу на границе электронной и конкретной музыки, и о звукорежиссерском сотрудничестве с легендарным джаз-оркестром Чарли Мингуса, и о работе над саундтрэком «Сатирикона» Федерико Феллини. В настоящей "Домашней музыке" - фрагмент собственного саундтрэка Жана Дюбюффе к вернисажу Coucou Bazar (1978) и полностью - Cюита Ильхана Мимароглу, вдохновленная первым Coucou Bazar’ом (нью-йоркский Музей им. С. Гуггенхейма, 1973). Фото – Jean Dubuffet Foundation.

размер: 23401 байт15 марта:
29 июня - день памяти Дмитрия Покровского (1944-1996), выдающегося отечественного музыканта и общественного деятеля, основателя хорового коллектива «поющих фольклористов» - Ансамбля Дмитрия Покровского. В прошлом году именно в этот день по инициативе композитора Александра Маноцкова, исполнявшего обязанности куратора музыкальных программ «Платформы» в культурном центре «Винзавод», Ансамблем Дмитрия Покровского впервые в России было исполнено (при участии хормейстера Арины Зверевой и мульти-медиа Яна Калнберзиня) вокальное сочинение Stimmung классика мирового авангарда Карлхайнца Штокхаузена (1928-2007). Кроме аутентичного фольклора, Ансамбль еще при жизни своего руководителя активно участвовал в текущем музыкальном процессе: на фестивале «Альтернатива», в частности, состоялись премьеры сочинений российских композиторов Владимира Мартынова и Антона Батагова, а после его смерти - Владимира Николаева, Ираиды Юсуповой, Сергея Беринского и многих других. Их имена назовет и расскажет о подготовке к премьере соруководитель Ансамбля Мария Нефедова (на фото Нины Сизовой - первая слева; она же - на экране).

размер: 10190 байт8 марта:
Гости "Домашней музыки" - пианисты Полина Осетинская и Антон Батагов - рассказывают о проекте «Контрапункт 7» . На концерте в Камерном зале Дома музыки 14 марта прозвучат:
Антон Батагов (р.1965): Вечное возвращение из музыки к фильму Ивана Дыховичного "Копейка" Перотин (XII век): Viderunt Omnes Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750): Контрапункт 7 из "Искусства фуги" Антон Батагов: Вальс ре минор из музыки к спектаклю "Пеликан" по пьесе Стриндберга Иоганн Пахельбель (1653 - 1706): Чакона фа мажор Филип Гласс (р.1937): Протест из оперы "Сатьяграха" Антон Батагов: Музыка для декабря из одноименного фильма Ивана Дыховичного
Антон Батагов: «Подробный рассказ о том, где и как в этой музыке присутствует число 7, занял бы слишком много времени... Эта программа - о поиске внутренней правды, которая дает нам опору… О пути к выходу, который всегда открыт».
Поскольку все транскрипции Батагова для двух роялей будут исполняться в первый раз, в "Домашней музыке" - и собственные исполнения Полины и Антона - по отдельности, и записи самой разной музыки (от Чаконы фа минор Пахельбеля и «Ночного поезда» Филиппа Гласса), а также - Лори Андерсон и Джон Хассел - выбор Антона Батагова; «Душеполезные песни» Леонида Федорова и Реквием Моцарта, дирижер Теодор Курентзис - от Полины Осетинской.

размер: 13553 байт1 марта:
В этой программе - лауреаты джазовых номинаций премий «Грэмми». Как раз в самой Америке относительно «Грэмми» (и «Оскара») родилось выражение «Номинируют по художественным принципам, но при присуждении руководствуются отнюдь не только ими». Тем не менее, выбор NARAS («Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук») дает если не стопроцентно объективное, то вполне определенное представление о тенденциях в популярном джазе наших дней. Так что за исключением вполне академического песенного цикла Марии Шнайдер для вокалистки Дон Апшоу (о котором мы говорили еще летом в программе для Си-Ди гурманов) и Концерта для саксофона с оркестром покойного Клэра Фишера (который почему-то проходил по категории «мировая музыка»), всех, кто получил «Грэмми» за джаз в этом году мы послушаем - от лучшего импровизационного соло саксофониста-ветерана Уэйна Шортера до интерпретации легендарного альбома Эллингтона-Роуча-Мингуса Money Jungle ансамблем барабанщицы Терри Л. Кэррингтон. Тем более, что отдельную церемонию вручения «золотых граммофончиков» за «джаз и классику» в мировом масштабе по ТВ не показывают (картинка - rollingstone.ru).

размер: 26628 байт22 февраля:
13-й Фестиваль Владимира Мартынова «Проект Музыкального Ковчега» (Культурный центр «Дом», 24 февраля - 2 марта)  
В этом выпуске "Домашняя музыка" просто предоставляет слово организатору фестиваля - Людмиле Дмитриевой, самому Владимиру Мартынову, постоянному его участнику Павлу Карманову и «дебютанту» - Александру Маноцкову.
Людмила Дмитриева: «Фестиваль работ Владимира Ивановича Мартынова начался в 2002 году по инициативе покойного Николая Дмитриева, арт-директора культурного центра «Дом». Однако в течение прошедших 12 лет Владимир Мартынов расширил рамки фестиваля: со временем он стал приглашать не только композиторов и музыкантов-исполнителей, но и танцоров, литераторов - Дмитрия А. Пригова, Льва Рубинштейна, художников и видеохудожников: выставляются и их инсталляции, и визуальные работы самого Владимира Ивановича»
Владимир Мартынов: «Если на первых фестивалях я был практически один - с двумя-тремя единомышленниками (Антон Батагов, Сергей Загний, Павел Карманов, - Д.У.), то уже в прошлый раз принимали участие и мои оппоненты, которые в то же время мне очень нравятся - Дмитрий Курляндский, Сергей Невский. В этом году происходит дальнейшее расширение - участвует Леонид Федоров («Аукцыон»), с которым мы, впрочем, и так - всегда рядом, и кларнетист и электронщик Георгий Мансуров, который будет играть совсем уж не композиторскую музыку. И даже такой, я бы сказал, непростой для меня собеседник, как Александр Маноцков».
Александр Маноцков: «В космосе, когда есть большая масса, какая-то большая планета, так или иначе все траектории с этой большой массой соотносятся. Можно соглашаться или не соглашаться с концепцией «конца времени композиторов» Мартынова, но, в любом случае, самому приходится «надумать» столько всего, что не «надумалось» бы без соответствующих идей Владимира Мартынова».
Павел Карманов: «Несмотря на то, что мой секстет называется «Любимый ненавидимый город», этот самый город - Москва - меня вырастил, дал мне образование, и я люблю его всем сердцем, что, надеюсь, слышно в финальной части секстета».
А что значит подзаголовок «Проект музыкального ковчега» - узнавайте из самой "Домашней музыки".
На фото Павла Корбута - Николай Дмитриев и Владимир Мартынов.

размер: 21972 байт15 февраля:
В конце февраля Государственный центр современного искусства при поддержке посольства США в Театральном центре на Страстном проводят концерты и мастер-классы Института Bang On a Can. «Институт» возник на основе объединяющего ансамбль «Всех звезд Bang On a Can» - одноименного фестиваля альтернативной авангардной музыки с почти 30-летней историей. В продолжение одной летней "Домашней музыки" девизом настоящей программы тоже могло бы стать название альбома венесуэльского дуэта Con Corda, что переводится с итальянского как «со струнными». Но звучит и как Concordanza - «согласие, гармония». Но на этот раз - не только академические посвящения выдающимся рок-музыкантам, но и Этюд №3 легендарного экспериментатора с механическими пианино Конлона Нанкарроу в инструментовке бывшего кларнетиста Bang on a Can композитора Ивэна Зипорина. А также - первая в истории исполнительница «Битлз» Кэти Берберян. Еще один ранний отклик на битломанию - Eine Kleine Вeatlesmusik (1965) австро-британского композитора и продюсера Фритца Шпигля, «Ночная музыка» для Джона Леннона» классика американского авангарда - композитора и дирижера Лукаса Фосса, посвящение группе «Кинг Кримсон» в исполнении упомянутого дуэта Con Corda. И, наконец, самое известное сочинение сооснователя фестиваля Bang On a Can Майкла Гордона I Buried Paul (фото - ncca.ru).

размер: 20111 байт7 февраля:
Нетемперированный клавир

Со времен «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха более двух столетий классическая музыка не покушалась ни на темперированный строй, ни на сам клавир, в смысле - фортепьяно. Но на рубеже ХIХ и ХХ веков начались эксперименты с самой природой пианино/рояля как клавишного инструмента и параллельно - с его, казалось бы, незыблемым строем из 12 равных полутонов (Иван Вышнеградский, Алоис Хаба, Хуан Карильо). Из-за распространения опытов с магнитофонами и электронным синтезом звука эксперименты эти вроде бы приостановились, но к концу ХХ века - наоборот - возобновились с новой энергией как своего рода противопоставление как раз стремительному развитию электронной техники. Причем объединяются обе системы: и 1/игра на струнах рояля (как на щипковых инструментах - цитре или арфе или разными предметами - cordepiano покойного петербуржца Сергея Белимова, и как на смычковых - у американца Стивена Скотта до десяти исполнителей вместе - каждый пропускает волос от смычка под струнами одного рояля) и 2/иные принципы настройки инструмента (включая изначально существующий в природе натуральный строй).
В этой "Домашней музыке" прозвучат сочинения для по-разному настроенных (и нарочито ненастроенных) фортепьяно Сергея Загния, Лямонта Янга, Росса Боллетера и Денмана Маруни. А также - для сравнения - Прелюдия до минор из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха (из программы Антона Батагова «Как проехать из до минора в до мажор»). Фото cordepiano - Wikimedia Commons.

размер: 17667 байт1 февраля:
Неизвестная Бразилия
Конечно, благодаря классику Антонио К. Жобиму и дочери известных музыкантов Бебель Жильберту, диджею Амону Тобину популярная музыка Бразилии достаточно хорошо известна и любима многими за пределами Южной Америки. Девизом нашей программы мировой музыки - "Хождение за три моря" даже являются строки Жилберту Жила, популярного фолксингера и в 2003-2008 - министра культуры Бразилии:
Когда-то мир был маленьким
А Земля - большой.
Теперь мир стал большим,
А Земля уменьшилась
До размеров спутниковой тарелки

Кое-что знаем мы и про академическую бразильскую музыку: для терменвокса частой гостьи "Радио России "Культура" - Лидии Кавиной - сочиняет Жорже Антунеш. Еще до основания нашего радио мы тесно сотрудничали с коллегой и композитором Режиной Порту из Сан-Паулу, которая на уже существовавшем в 1990-е годы бразильском «Радио Культура», устраивала радиофестивали русской музыки. С подачи Режины Порту специально для нас предоставлял свой «композиторский максимализм» Фло Менендеш и свою «Футбольную музыку для клуба «Сантуш» Жилберту Мендеш. Наши джазовые Си-Ди гурманы хорошо знают супругов Флору Пурим и Аирто Морейра, Эрмету Пашкуала, Нана Васконселуша и Люсианы Соуза.
Но есть и другая Бразилия, которая раскрывается только с начала 21-го века и которой будет посвящена наша "Домашняя музыка" - это и дарк эмбиент Густаво Жобима, и мультмедиа группы Labirinto и дуэта Porto, альтернативная самба «Satanique Samba Trio». Причем новая бразильская альтернатива сознательно не отрывается от мировых культурных процессов. Достаточно сказать, что дуэт Porto заимствует название своего нового диска из притчи Франца Кафки, а радикальное новоджазовое трио Honorбvel Harakiri - из рассказа Чака Паланика (фото - www.Funny2014.com).

размер: 18009 байт25 января:
28 января в культурном центре «Дом» после сравнительно небольшого перерыва (в полтора года) снова выступает Ива Биттова, можно сказать, легендарная скрипачка, певица и актриса из Чехии (родом из-под города Брно, т.е.- из Моравии). Но приезжает она на этот раз не одна, как на фестиваль «Глубокая глотка» (2001) и на упомянутый сольный концерт 2012 г., а дуэтом с известным в России лидером нового афроамериканского джаза барабанщиком Хамидом Дрейком. И все мы сможем, наконец, воочию убедиться, что Ива Биттова умеет не только одновременно петь и играть на скрипке, но и импровизировать в ансамбле. Все-таки, джаз - это, в первую очередь, коллективная импровизация. Так что во второй "Домашней музыке", посвященной Иве Биттовой, вновь прозвучит только избранное. И первое «официальное» появление Биттовой на пластинке - в составе чешского джазмена Йиржи Стивина в 1986 г., и одно их самых новых - со второго диска с Нидерландским духовым ансамблем. А между ними - и андеграундная моравская рок-группа «Дунай», и один из «44 дуэтов для двух скрипок Белы Бартока», и фрагмент звуковой дорожки документального фильма Step Across the Border («Шаг через границу») об авангардном гитаристе Фреде Фрите. К сожалению, не соответствует формату этого выпуска «Домашней музыки" танго Альфреда Шнитке «Фауст мой, что за малодушие» из кантаты «История доктора Иоганна Фауста». Зато ее американское трио с тем же Хамидом Дрейком и кларнетистом Доном Байроном (на французском джаз-фестивале Banlieues Bleues, предоставившем нам фотографии артистов) даст полное представление о том, чем занимается певица и скрипачка Ива Биттова после переезда в США в 2007-м году.

размер: 21913 байт18 января:
Немецкая аудиофирма ACT объявила о выходе (вне очереди!) альбома дуэта Kьhn-Kruglov Duo Art под бесхитростным названием Moscow. Последнее объяснимо: это ее дебют, в том смысле, что вторая по значению (после ЕСМ) в Германии джазовая аудиофирма впервые выпускает диск своего артиста - пианиста Иоахима Кюна, записанный в России, в Москве, да еще с нашим джазменом - саксофонистом Алексеем Кругловым. Запись была сделана осенью позапрошлого (уже) года во время Дней немецкого джаза. Тогда же маэстро Кюн дал ведущему "Домашней музыки" большое интервью, во время которого вручил нам только что вышедший комплект из 6 дисков Soundtime, и мы о нем рассказывали в апреле-мае прошлого года в программе аудиновинок для Си-Ди гурманов. Но, конечно, две композиции из пятидесяти, конечно, не могут дать адекватного представления об этом концептуальном проекте, который записывался в течение пяти лет (с 2006 по 2010 гг.). В ожидании альбома Duo Art, давайте познакомимся с тем, что представляло собой искусство маэстро Кюна непосредственно накануне своего первого московского выступления и записи с Алексеем Кругловым (на фото Натальи Чебан - Иоахим Кюн и ведущий "Домашней музыки").

размер: 19341 байт11 января:
А почему бы накануне Старого Нового года не послушать музыку, в которой органически сосуществуют старое и новое: джазовая импровизация и русские колокола? И мы не в первый уже раз слушаем как будто специально созданное по этому случаю сочинение - «Разговоры» для трубы, флейты и церковных колоколов (1992) нашего соотечественника, живущего в Германии, выдающегося джазового трубача Игоря Широкова. Новая программа дополнена также концертным трио Широкова с братьями Джованни и Сандро Гулино в культурном центре Кавет (г. Мюнстер, 1995). (фото - И.Широков)

размер: 42089 байт4 января:
Ни одно празднование Рождества и Нового года с 1892 года во всем мире не обходится без «Щелкунчика» П.И. Чайковского и М. Петипа. И в "Домашней музыке" ровно 7 лет назад уже была программа с обработками музыки русского классика Дюком Эллингтоном и рок-трио «Эмерсон, Лейк & Палмер». В этом году мы вспоминаем и своего рода головоломку для музыкантов-профессионалов – «Марш» в обработке продюсера Кима Фаули и вот уже несколько лет пользующиеся любовью юной аудитории регулярные рождественские шоу прог-рокового «Транс-Сибирского оркестра», в т.ч. с бессмертной музыкой Чайковского - Грег Лейк из упомянутого трио даже выступал с «Оркестром». С Рождеством (по юлианскому календарю) и «старым» Новым годом! (фото - Wikipedia)

Архив 2013

Архив 2012

Архив 2011

Архив 2010

Архив 2009

Архив 2008


 
ПОИСК
  >>

«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
«Экранная копия» Программа о кино и вокруг кино Каждую среду в 18:35
«Мой Лермонтов» По субботам в 14.33
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2017 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2017. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.