23.06 12:18

Максим Концевич получил Breakthrough Prize в области в математики
Французский ученый российского происхождения Максим Концевич стал лауреатом ежегодной Breakthrough Prize в области математики.

23.06 10:38

В МГУ интеллигенцию приобщают к суперкомпьютерам
Летняя суперкомпьютерная академия открывается в МГУ имени Ломоносова.

23.06 09:46

«Театральный олимп» открывается в Сочи
Более тысячи артистов станут участниками традиционного фестиваля «Театральный олимп», который стартует в Сочи.

23.06 09:44

Первый российский фильм вступает в конкурсную борьбу на ММКФ
Первый из двух российских фильмов, представленных от нашей страны в основном конкурсе 36-го Московского Международного кинофестиваля, покажут 23 июня на киносмотре.

23.06 09:42

Владимир Путин проведет заседание Совета по науке и образованию
Участники совещания будут обсуждать «вопросы инженерного образования, его квалификаций и подготовки технических специалистов»

04.05.07 13:43
«Внутренняя империя»: «Радикальное разрушение сюжета»
Кадр из фильма Дэвида Линча
фото  
Едва ли не все печатные издания сегодня написали о новом фильме Дэвида Линча (David Lynch) «Внутренняя империя» (Inland Empire).






Обозреватели газет признают: путешествие режиссёра по заброшенным тропам подсознания никто не оставит равнодушным. Но отклики лента вызывает противоречивые.

С мнениями обозревателей знакомилась Анна САМУСЕНКО:

«Фильм Дэвида Линча «Внутренняя империя», вышедший на московские экраны, заинтересовал обозревателей печатных изданий и сам по себе, и в контексте его творчества, и даже в свете изменений культурного сознания россиян.

Конечно, обойти вниманием фильм критики не могли, но вот чувства у всех он вызвал разные, порой диаметрально противоположные.

«Эта картина так многопланова, детальна и безжалостна к ленивому зрителю, что велик искус провозгласить её необъяснимым блужданием режиссёра по лабиринтам собственного подсознания, — пишет на страницах «Московских новостей» Антон Долин. — На самом деле эта головоломка предполагает несколько разгадок, следующих одна за другой, и раскусить их все с одного раза крайне нелегко». Зато и вознаграждение будет немалым, как подчеркивает критик, ««Внутренняя империя» — по-настоящему катарсическое кино, приводящее после трехчасового мрака к финальному просветлению и способное оказывать такой эффект при каждом просмотре, открывая новые смыслы».

Название у ленты, конечно, говорящее. «Линч углубляется в космос безгранично малых величин — тех, что скрыты в мозге человека и не исследованы до сих пор», — утверждает Антон Долин. И хотя лента отчасти — путеводитель по кинематографу Линча, пользоваться им — «как изучать Дублин по “Улиссу” Джойса», — замечает Олег Зинцов из «Ведомостей».

«Внутренняя империя», по мысли Андрея Плахова из «Коммерсанта», стала чувствительным ударом по психике энтузиастов Дэвида Линча, не готовых к столь радикальному разрушению сюжета.

«Внутренняя империя» выглядит финалом трилогии, естественным продолжением двух последних фильмов Линча — «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв», которые рядом с новой картиной кажутся вдруг идеально понятными. Но, по наблюдению Олега Зинцова, «Внутренняя империя» — впервые у Линча — снята на цифровую камеру с неустойчивым фокусом, уплывающим цветом и таким эффектом присутствия, как будто режиссер позволил нам забраться к нему в голову, побыть Дэвидом Линчем. Авторский произвол граничит с хаосом, но ничего, как ни странно, не рушится, гипноз не рассеивается ни на минуту. Однако, как подчеркивает обозреватель «Ведомостей», из этого фильма выныриваешь, как из всамделишного сна, — «с полным ощущением, что понял что-то очень простое и важное, но что это было, можно вспомнить, только если снова заснуть».

Понять фильм, подыскать ключ к нестандартной, сложной и, как обычно у Линча, трудно поддающейся анализу ленте, пытаются Олег Зинцов из «Ведомостей» и Андрей Плахов из «Коммерсанта». Обозреватель «Коммерсанта» специально для этого даже отправился в Париж на выставку «David Lynch. The Air Is on Fire» («Дэвид Линч. Воздух в огне»).

«Конечно, — замечает журналист, — это дорогое удовольствие, но полет на парижскую выставку — лучший способ навсегда забыть все вопросы, касающиеся сюжетов фильмов Дэвида Линча». После посещения экспозиции критик пришел к выводу: «Возникает подозрение, что Дэвид Линч стал кинорежиссером в силу обстоятельств, может быть, судьбы, но никак не призвания, поскольку свой взгляд на мир сполна выразил в бесчисленном множестве коллажей, рисунков, картин». Режиссёр принадлежит к «экспрессионистско-сюрреалистической традиции современного искусства, видящей человека в его фундаментальном конфликте с собой и с миром», — пишет в своей статье Андрей Плахов. А вот обозреватель «Московских новостей» Антон Долин замечает, что хотя рисунки и фильмы мастера связаны между собой, все же рисунки не являются комментарием к кинематографическим работам Дэвида Линча.

«Линч, — пишет Антон Долин на страницах «Московских новостей», — не только властелин единственного мира, признаваемого им за реальный (то есть внутреннего). Он еще и завоеватель, империалист, подчиняющий своей воле и логике самых преданных поклонников «нормативного» кино». Ему, правда, важно не число подданных, как подчеркивает в целом восхищенный работой Линча обозреватель «Московских новостей», а их качество — например, умение отличить подлинное (пусть фантасмагорическое) от ложного (даже если оно кажется реальным). «И хотя Линч идет самым бескомпромиссным путем, число тех, кто мечтает побывать в его Внутренней Империи, — настаивает критик, — растет с каждым годом».

А вот обозреватель «Коммерсант-Уикэнда» Анна Наринская придерживается другого мнения. Она утверждает: «Смотреть фильм Дэвида Линча «Внутренняя империя» невыносимо». И именно для тех, «кто любил Линча так, как любили его мы», — говорит журналист.

И не потому, как объясняет критик, что шестидесятилетний режиссер слишком увлекся возможностями видеокамеры, на которую снят фильм. Это принесло ему специальный «цифровой» приз на Венецианском фестивале, но внесло в картину совсем нелинчевскую поверхностную экспериментальность. И не потому, что, снимая «Империю» в Польше явно по финансовым соображениям, Линч счел нужным ввести в кинофильм польскую тему. В итоге вставные эпизоды из польской жизни начала двадцатого века вылились в такой типично польский фильм вроде работ Анджея Жулавского, а их рекомендуется смотреть только очень-очень интеллигентным людям. И даже не потому, что «Внутренняя империя» — «фильм просто-напросто не очень удачный, несмотря на всю свою запутанность, предсказуемый, манерный и скучноватый».

Но, как подчеркивает обозреватель «Коммерсант-Уикэнда», именно потому что лента концентрированно и бескомпромиссно преподносит нам без изъятия все то, за что мы Линча так любили. «Только мы теперь — другие», — настаивает журналист. Оценённые во всем мире, мысли, построения и приёмы режиссёра Дэвида Линча именно в России девяностых воспринимались как «наикрутейшие прозрения». Линч, сам того не ведая, вдруг оказался пророком и объяснителем жизни целой страны.

Теперь же все приемы режиссёра не способны нам ничего объяснить, как настаивает критик. «Вышедшая сейчас на отечественные экраны «Внутренняя империя» смотрится как послесловие, даже как постскриптум. Нет, не к творчеству Линча, а к большой и важной главе нашей собственной эмоциональной истории, — замечает Анна Наринская. — Может быть, Линч прав — змея действительно кусает свой хвост, временной поток действительно представляет собой петлю. Только сегодня мы с Линчем находимся совсем в разных местах этой петли».

Однако куда более привлекательно высказывание актрисы Лоры Дерн, сыгравшей главную роль в фильме. На страницах «Газеты» она утверждает: «Это большая удача — встретиться с режиссёром, который обращается к интеллектуальной, серьезной аудитории. Сегодня очевидно, что нам нужно поддерживать больших художников-нонконформистов», таких, как Линч. «Они, — замечает актриса, — нужны нам, чтобы изменить мир».


СМ. ТАКЖЕ:

Киноафиша. 2 — 4 мая 2007 г.

Дэвид Линч стал самым молодым обладателлем «Золотого льва» за вклад в кинематограф


 
«Гараж. Арт-механика» каждую пятницу в 17.35
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
АФИША
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.