23.06 12:18

Максим Концевич получил Breakthrough Prize в области в математики
Французский ученый российского происхождения Максим Концевич стал лауреатом ежегодной Breakthrough Prize в области математики.

23.06 10:38

В МГУ интеллигенцию приобщают к суперкомпьютерам
Летняя суперкомпьютерная академия открывается в МГУ имени Ломоносова.

23.06 09:46

«Театральный олимп» открывается в Сочи
Более тысячи артистов станут участниками традиционного фестиваля «Театральный олимп», который стартует в Сочи.

23.06 09:44

Первый российский фильм вступает в конкурсную борьбу на ММКФ
Первый из двух российских фильмов, представленных от нашей страны в основном конкурсе 36-го Московского Международного кинофестиваля, покажут 23 июня на киносмотре.

23.06 09:42

Владимир Путин проведет заседание Совета по науке и образованию
Участники совещания будут обсуждать «вопросы инженерного образования, его квалификаций и подготовки технических специалистов»

28.11.06 13:51
«Маски: от мифа к карнавалу»
Один из экспонатов выставки
фото  
«Маски: от мифа к карнавалу» — так называется масштабный выставочный проект, который Пушкинский музей представил московской публике.







Кураторы три года готовили выставку, которая состоялась благодаря участию таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, «Кунсткамера».

Среди экспонатов — маски разных культур и эпох, живопись.

Как менялась маска от мифа к карнавалу, изучала наш корреспондент Анна ИЛЬИЧЁВА:

«Тема маски обыгрывается в художественном, этнографическом, научном и символическом ракурсах. К перечисленным ипостасям надо добавить еще и музыкальное осмысление феномена маски композиторами Шуманом, Хиндемитом, Гайдном, Стравинским, Бергом и другими. Выставка «Маски: от мифа к карнавалу» проходит в рамках музыкального фестиваля «Декабрьские вечера» и уже стало традицией создавать специальную визуальную среду для концертных высказываний.

Как отметила директор Пушкинского музея Ирина Антонова, маска сопровождает жизнь человека с древности и находит актуальные формы в наши дни.

Маска — личина, двойственность бытия, несовпадение с самим собой, радость узнавания и страх неопределенности… Как сказала искусствовед Елена Савостина, выставка — это концепция маски, хотя здесь прослеживается и хронологическая логика.

Самый древний экспонат — недавнее открытие археологов — череп с глиняными вставками, который был найден в Самарской области. Маска принадлежит ямной культуре и датируется третьим тысячелетием до н.э. В коллекции есть и другие уникальные вещи. Мало кто знает о Таштыкской культуре, которая параллельно с Древним Египтом процветала в первые века нашей эры в Сибири в Минусинской котловине. На берегу реки Таштык найдены погребальные гипсовые маски, которые передают портретное, а не условное сходство с человеческим лицом. Одни ученые связывают их с представлением о двойнике человека, другие — с культом предков.

На выставке — около 300 экспонатов. Маски карнавальные, погребальные и зооморфные, маски Древнего Египта, Мексики, Бурятии, Новой Гвинеи, маски Мистерии Цам — ритуальных танцев, которые были распространены в буддистских странах: Тибете, Монголии и Непале, маски древние и XX века.

Маска возникает из ритуала, а потом, становится главным атрибутом театрального искусства — японский театр Но, карнавал, площадные представления, итальянская комедии dell’arte. Кстати, персонажи dell’arte тоже есть на выставке.

Борис Мессерер, отвечающий за дизайн выставки, нарядил семь манекенов в подлинные костюмы, которые предоставили музеи и ателье Венеции. Художник отметил противоречивое отношение к маске, намечающееся в XVIII веке:
«Театральными сюжетами и маскарадными историями часто увлекались художники. Вторая часть выставки посвящена изображению маски. Офорты Калло, картины мирискусников Головина, Сомова и Судейкина, знаменитый сезанновский «Пьеро и Арлекин», а также миниатюрные фарфоровые сценки. В XX веке традиционные маски сохранились только в натюрмортах. На экспонатах можно проследить — как меняется отношение к маске. В древности это был сакральный предмет, способный умилостивить богов, восстановить дух и обмануть врага. Для современного человека — это развлечение, а может быть и угроза


 
Конкурс: «Эрмитаж. Коллекция». Совместный проект "Радио России" и Государственного Эрмитажа
АФИША
«Аэростат» Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
© 2019 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2019. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.cultradio.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.cultradio.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 617-02-62, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru.